Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

эпоха Нового времени

Эта эпоха в европейской истории получает название Нового времени. Новое время - время изобретателей и практиков, время Великих географических открытий, во многом способствовавших грандиозным переменам, происходившим тогда во всех сферах жизни общества. Изменения социально-экономических отношений имели первостепенное значение для развития западноевропейской цивилизации на несколько столетий вперед.

Резко возросший спрос на готовые изделия, обусловленный развитием торговли, диктовал необходимость увеличения объема производства. При цеховой организации изготовления изделий работник должен был проходить длительную школу обучения мастерству, прежде чем мог выполнять все стадии производственного процесса. Если разбить процесс изготовления изделия на отдельные стадии, то можно быстро обучить работников выполнять разные конкретные операции, а руководство всем производством поручить одному или нескольким мастерам. При новой организации труда можно было в короткое время подготовить необходимое число работников узкой, но высокой квалификации.

Новая организация производства подразделяла работников не по степени подготовки (ученик - подмастерье - мастер), а по выполняемой стадии производства, освоив которую каждый работник становился в своем роде мастером. Производство, основанное на разделении труда, получило название «мануфактурного». Мануфактура представляла собой уже сравнительно крупное капиталистическое предприятие. Технический поиск здесь шел рука об руку с освоением новых технологий, новых видов сырья и типов тканей: массовых и дешевых, доступных простому горожанину и зажиточному крестьянину, пользующихся спросом у жителей заокеанских стран; дорогих, роскошных, удовлетворявших изысканный вкус аристократии, патрициата, богатого купечества.

Роскошные такни, кружева, фарфор, ювелирные изделия, дорогая мебель становятся предметами мануфактурного производства. Именно с XVI столетия развиваются новые отрасли: производство зеркал, инкрустированной мебели; появляются особые специальности — столяров-мебельщиков, каретников, художников, расписывавших стены, потолки, фасады городских дворцов новой знати. Показательным примером того, как ремесло художественного профиля трансформируется в мануфактуру и как при этом происходит разделение единого производственного процесса на стадию замысла и стадию исполнения является производство шпалер.

В эпоху Средневековья шпалеры изготовлялись ремесленниками, которые сами придумывали для них рисунки и сами их ткали. С XIV века по всей Европе создаются мануфактуры по производству шпалер. Теперь картоны для шпалер уже заказываются художникам. Так, в 1513-1516 годах серию картонов для шпалер Сикстинской капеллы выполнил Рафаэль. В Нидерландах эскизы для шпалер выполняли Рогир Ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, а позже Рубенс и Ван Дейк. Мастера-ткачи в это время достигают виртуозного качества. Шпалеры теперь приравниваются к произведениям искусства, но художественный замысел произведения теперь полностью отделяется от исполнения.

В 1601 году семья красильщиков шерсти Гобеленов продает свою парижскую мануфактуру Генриху IV, который приглашает из Фландрии 200 мастеров для производства ковров. Постепенно деятельность этой художественной мануфактуры расширялась. В 1662 году Людовик XIV распорядился о размещении в бывших ковроткацких мастерских Гобеленов большого числа лучших ремесленников, в том числе и мастеров-мебельщиков. Теперь это предприятие возглавил Шарль Лебрен - президент французской Академии живописи.

Придворные художники создают рисунки для изделий королевских мануфактур. Над эскизами для шпалер работают Шарль Лебрен, Клод Одран, Шарль-Антуан Куапель, Франсуа де Труа, Жан-Батист Удри, Франсуа Буше. Ткачи обязаны только копировать живописные картоны, не внося в них изменения. На Севрской мануфактуре, которой покровительствовала мадам де Помпадур, знаменитые на всю Европу изделия из фарфора выполнялись по рисункам Франсуа Буше и Клода Дюплесси.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого