Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Тональный контраст как средство композиции

Наряду с линией, пятном, ритмом, симметрией и асимметрией и др., контраст также является средством композиции. Контраст - распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеют цветовой и тональный контрасты. Тональный контраст - сопоставление светлого и темного. В живописи в большинстве случаев тон является первостепенным по важности выразительным средством, цвет же призван усиливать тональное решение, хотя психологи, занимающиеся изучением особенностей зрительного восприятия, утверждают, что цветовые контрасты сами по себе работают активнее, чем тональные. Но при этом тональный контраст присутствует в любом живописном или графическом произведении, и его роль в восприятии композиции очень важна.

В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на контрасте светлого и тёмного. Этот контраст имел огромное значение для живописи тушью в Китае и Японии.

Ученые вывели ряд психологических аспектов восприятия тональных контрастов.

Контурная линия заключает форму предмета. Даже если на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Например, возникает иллюзия силуэта предмета, выступающего светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем есть на самом деле (рис. 1). Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается в том случае, если линия строит не контур, а плоскости, ограничивающие объем предмета, и изменяется по своей толщине и тону.
Р. Арнхейм утверждает, что при восприятии человеком системы « фон-фигура» глаз «идет» по пути наименьшего сопротивления, т.е. пытается сохранить воспринимаемые плоскости максимально целостными, неразорванными. Если мы нанесем черный круг на лист, то мы сразу почувствуем, что он и белая поверхность находятся на разных пространственных уровнях.

При этом возможно 3 варианта восприятия - черный круг на плоскости белого листа, в плоскости с ним и ниже плоскости листа, но для человеческого глаза свойственен именно первый вариант восприятия. Это происходит из-за того, что в системе «фон-фигура» всегда что-то является фигурой, а что-то фоном. Круг в данном случае фигура, значит, есть параметры, определяющие активность предмета. Во взаимодействии двух поверхностей большое значение будет иметь форма цветового пятна и то, на каком фоне оно находится.

Существует закономерность, сформулированная Рубиным, - выпуклость имеет тенденцию побеждать вогнутость. Если была бы форма подобная изобра
Основываясь на этой закономерности можно заключить, что чем форма больше стремится к кругу (т.е. идеальной выпуклости) тем определенней эта форма воспринимается, как предмет лежащий на поверхности. Для простых форм по степени уменьшения выпуклости можно выстроить такой ряд: круг, шестиугольник, пятиугольник, квадрат, равносторонний треугольник, неравносторонний треугольник.

К степени выпуклости-вогнутости необходимо добавить и степень симметрии. Фаворский отмечает, что неравносторонний треугольник по преимуществу воспринимается как отверстие, как черный провал. Белое как бы давит на непрочные грани, и визуально они кажутся немного изогнутыми. А равносторонний треугольник более устойчив к натиску белого фона, так как центральная симметрия придает ему устойчивую конструкцию. Это, впрочем, соответствует и правилу, что преобладать в системе «фон-фигура» будет тот вариант, который создает более простую целостную модель. Очевидно, что симметричная фигура более простая, чем асимметричная.

Помимо формы значение имеют цвет и тон. Человеческий глаз в такой простой ситуации воспринимает черное пятно как более активное, активное не в плане выхода на передний план, а в смысле обращения внимания. И если инвертировать предыдущий рисунок, то станет ясно что сильнее эффект от случая, когда рисующей становится черная форма.

Фотошоп купить

Лицензионный последний фотошоп купить в нашей фирме.

www.softkey.ru

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого