Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Шарон Зукин о символической экономике

Город сегодня представляет место, в котором возникают новые варианты сочетания экономики и культуры. Для городов культура - бизнес, а культурная экономика - значимый сектор экономики в целом. Это связано с тем, что капитализм, сегодня возможно, находится на такой фазе развития, когда культурные формы оказываются встроенными в производительную деятельность, а культура в целом подвергается различным вариантам коммерциализации и коммодификации. Производство и маркетинг товаров и услуг предполагают наделение их эстетическими и семиотическими чертами, а в целом они оказываются предметами символической экономики.

Понятие «символическая экономика» ввела американский урбанист Шарон Зукин. Вначале в книге «Обитая в лофтах» (1989) она рассмотрела коммодификацию городских мест, их функционирование в качестве мест потребления. Отметила, что такие города, как Нью-Йорк, начинают потреблять сами себя - в качестве города-мира, воплощающего все лучшее и интересное, что есть на земле. Предметом ее рассмотрения были богемные районы Нью- Йорка, их использование девелоперами в качестве магнита для состоятельных клиентов и последующее вытеснение первоначальных обитателей, которым стало не по карману жить в джентрифицированных Сохо и Челси. Само слово «лофт» возникло, когда фабричные постройки стали перестраивать под жилье, не без влияния основоположника поп-арта Энди Уорхола, чья «фабрика» находилась на Вест 47-й улице в Манхеттене. Тогда же сложилась тенденция не членить просторные помещения на комнаты, позволяя наслаждаться целостностью обитаемого пространства и его гибридной природой (мастерская/квартира), отсылающей к мифам о художниках-авангардистах. Зукин даже ведет речь о своеобразном «художественном способе производства», который, с ее точки зрения, возник в Нью-Йорке в 1970-1980-х годах. Он состоял в переоценке зданий и улиц с точки зрения культурного потребления и исторической реставрации, использовании художественных практик как способа справиться с безработицей молодежи и создании нового набора ценностей, который фиксировал примат эстетических ценностей в отношении людей к городской среде. Практически эта тенденция выражалась в стремлении девелоперов увеличить ценность недвижимости за счет прибавления к ней художественной ценности, понимаемой в данном случае как поощрение поселения художников в бывших промышленных зданиях, предоставляемые им льготы на аренду жилья в том или ином квартале, с тем чтобы у квартала появилась хорошо продаваемая богемная аура. С тех пор подобные меры использовали коалиции городского правительства и частных девелоперов в английских городах Ньюкастле и Ливерпуле. В американском городе Джексон (штат Мичиган) городское правительство увеличило привлекательность перестраиваемого района (в центре которого была заброшенная государственная тюрьма), предложив художникам мастерские и квартиры в прилегающих к ней промышленных зданиях.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого