Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Критика чикагской школы

Органицизм, биологизм, эволюционизм - при всем отличии этих понятий ортодоксальной социологией активно отвергаются как заведомо редукционистские варианты понимания социального развития. Причин здесь несколько. Во-первых, это влияние постколониальной мысли и в целом постклассических теорий. Эволюция западной цивилизации не мыслится более как единственно возможная теоретическая модель, поэтому под подозрением находятся все эволюционистские модели. Во-вторых, это влияние теорий социального действия, в которых источником изменений мыслится индивидуальная деятельность, нацеленная на достижение запланированных результатов. В-третьих, это увлечение возможностями радикальных измененений, сквозящее в текстах неомаркистов. В-четвертых, это распространение социального конструктивизма, проблематизировавшего сам ход мысли, согласно которому хоть что-то в человеческих действиях и социальных институтах может быть объяснено на основе «естественных» процессов. Так, по мнению сторонников этой парадигмы, предположение о том, что расовая, классовая, сексуальная идентичность легко определяемы и беспроблемно соединяемы с определенным городским кварталом, привело к тому, что классовые, расовые и прочие различия «эссенциализировались», а группы виделись как чрезмерно однородные и сплоченные.

Общая непопулярность эволюционной теории в социологии привела к тому, что городская экология чикагцев, начиная уже с 1930-х гг., была подвергнута серьезной критике.

Первая линия критики была связана с постулированием чикагскими авторами существования неких глубинных процессов, которые не всегда получали очевидное выражение на «поверхности» социальной жизни. Так, оспаривалось не просто выделение чикагцами в качестве отдельного детерминирующего рост городов фактора биотического соревнования, но их неспособность эмпирически продемонстрировать значимость этой детерминанты (того, что «биотические» процессы работают отдельно от культурных и социальных). Социолог Уолтер Файри (Firey, 1945, 140-148) на примере Бостона показал, что иногда биотическое соревнование (если оно вообще существует) может быть блокировано культурным факторами: сентиментальная привязанность жителей к старым центральным районам, находящимся под угрозой вторжения в них новых обитателей, может, так сказать, перевесить биологическую логику. На недооценке культурных факторов в жизни городских сообществ построил свою критику Мануэль Кастельс pastels, 1977).

Интересно, однако, что в статьях последних двух десятилетий именно работа «биологической» логики в городах берется под защиту. К примеру, говорится, что «биотические силы» можно мыслить как реальные, но ненаблюдаемые процессы в организации городов, которые только могут проявиться в некоторых городах, если для этого сложатся подходящие условия. Как правило, однако, очевидность действия культурных факторов препятствует этому (Dickens, 1990).

Вторая линия критики парадоксальным образом связана с тем, что результаты, полученные чикагскими авторами, относились к конкретному городу, и не могут быть распространены на другие регионы. Главным препятствием мыслилась уникальность Чикаго как города со стремительным ростом населения в результате внешней и внутренней миграции, индустриализации и разворачивания капиталистических отношений, тогда как в городах в других частях света рост был куда более ограничен, население - однороднее, и они в значительно меньшей степени были затронуты индустриализацией (Hannerz, 1980, 57-74).

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого