Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Хотелось бы подчеркнуть еще один немаловажный аспект реформы

Большое значение в ней придавалось и содержанию обучения, его методологической составляющей. Так, министр образования И.И. Толстой еще в 1900 г. писал В. Васнецову, прося его высказаться по поводу грядущей реформы: «Ввиду важности этого дела и необходимости поспешить с обсуждением его, препровождая при сем одни экземпляр упомянутого проекта, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый государь, не отказать в сообщении Вашего мнения по настоящему предмету в возможно непродолжительном времени» .

Взгляд В. Васнецова на суть предстоящих преобразований в области художественно-промышленного образования представляется нам весьма интересным. Художник писал И.И. Толстому: «Если считать все промышленные заведения и проверить наличный состав работающих в них рисовальщиков и художественных мастеров, то, по всей вероятности, придется убедиться, что заведения эти далеко не поглощают всех воспитанников означенных заведений, а потому созидать новые учебные заведения с тем же назначением и целью едва ли целесообразно. <...>
По всей вероятности, и без вновь проектируемых заведений будет выпускаться немалое количество дипломированных невежд, умеющих не развивать, а подражать. <...>» .

Именно отсутствие оригинальной методики обучения В. Васнецов считал главным недостатком всех отечественных художественно-промышленных учебных заведений. В цитируемом уже письме он пишет также, что русские рисовальщики способны лишь подражать тому, что производится в художественной промышленности во Франции, Германии, Италии, Англии. Русские мастера, конечно, могут сделать не хуже европейских, но не более того: «За двести лет постоянного подражания наша творческая деятельность в искусстве - да, вероятно, и в других областях, понизилась до чрезвычайной степени, - продолжает В. Васнецов. - <...> Живем мы в домах, устроенных по европейскому образцу - по крайней мере стремимся к этому, - одеваемся по модам французским, едим или как французы, или как англичане. Вся обстановка: посуда, утварь, мебель - все чужое, не найдется даже уголок для самостоятельного национального творчества» .

Иными словами, В. Васнецов считал, что в России необходимо не столько увеличивать количество школ, сколько создавать самобытную художественную промышленность и в специальных учебных заведениях готовить не копировальщиков, а творчески мыслящих художников. Впрочем, когда В. Васнецов говорит о возрождении «национального духа», он меньше всего имеет в виду копирование и комбинирование устоявшихся приемов народного творчества, как это практиковалось, например, в Строгановском училище.

Надо вспомнить, что В. Васнецов был одним из создателей так называемого «неорусского стиля» - неоромантического направления модерна. Этот стиль зародился в конце XIX в. в недрах мамонтовского кружка, членами которого были тот же В. Васнецов,
В. Поленов, И. Репин, В. Серов, К. Коровин, М. Врубель, Е. Поленова. Все эти художники активно пробовали себя в области декоративно-прикладного искусства. Начинали они с прямого подражания образцам народного творчества. Однако вскоре формы и декор кустарных изделий стали лишь источником вдохновения для создания ими самобытных произведений. Неисчерпаемым источником для мамонтовцев стал народный орнамент, который они использовали весьма свободно, опираясь больше на свою фантазию.

В 1882 г. в Абрамцеве была создана столярная, а в 1890-м керамическая мастерская. Образцы для изделий этих мастерских с увлечением создавали члены мамонтовского кружка. Продукция мастерских продавалась в Москве. Заказы на создаваемые в Абрамцево образцы поступали и из других городов. Международное признание получили работы абрамцевской столярной мастерской, представленные в русском кустарном отделе на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где они были отмечены золотой медалью. Таким образом, деятельность членов абрамцевского кружка, увлеченных идеей эстетического переустройства жизни, органично вливалось в русло общеевропейского стиля модерн, за сравнительно небольшой промежуток времени охватившего самые разнообразные сферы творчества - от архитектуры до всех видов прикладного искусства.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого