Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Художественный кич


Художественный кич (от нем. Kitsch — безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект). Стремление облагородить формы изделий, полученных на машинах из новых материалов и по новым технологиям, сводилось в первой половине XIX века, в лучшем случае, к их украшательству. Инженер задавал форму, исходя из технологических и экономических предпосылок. Художник-орнаменталист (точнее ремесленник, подготовленный в школе промышленного искусства) украшал или маскировал ее. Английский архитектор-декоратор и рисовальщик Аугуст Пьюджин (1812—1852) так и говорил: «Создай удобную форму, а потом укрась ее». Примеры: «золотые» орнаменты на основных формообразующих элементах, покрытых черным лаком, швейных машинок Зингера; орнаменты на пишущих машинках; резьба и орнамент на основании граммофона и пр. При всей бесперспективности такого подхода с позиций дизайна, это было началом объединения техники с искусством, конкретнее — с художественным ремеслом, механического сочетания технической формы и эстетизированной поверхности.

Попытки во второй половине XIX века восстановления допромышленных форм изготовления предметного наполнения среды носили также интеграционный характер, но они не касались машинной техники. Движение У. Морриса в Англии за обновление искусств и ремесел, создание ремесленных центров в России (Талашкино, Абрамцево и др.) — это воссоединение творчества профессиональных художников и художников-прикладников с ремесленным исполнением.

Как формулирует уже цитированный ранее И.Н. Голомшток, следующий этап интеграции искусства и техники охватил конец XIX—начало XX века, когда делаются попытки эстетизации промышленных форм. Архитекторы и художники осваивают промышленные материалы и машинные методы, берут на себя часть функций инженеров-проектировщиков. Тенденции к стилистическому единству предметного мира находят воплощение в модерне (ар нуво, югенд-стиль и т.п.). Здесь декор не механически накладывается на конструкцию, а сама конструкция трансформируется, принимая декоративную форму [7.5].

Термин «модерн» вобрал в себя многообразие переплетающихся между собой течений, которые были не только различными, но часто и разнонаправленными: орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, кустарное и индустриальное. Для нас важно, что модерн формировался, прежде всего, в архитектуре, декоративном и прикладном искусстве. Выдающиеся деятели этого течения (Ван де Велде — один из первых среди них) старались охватить в своем творчестве широкий диапазон объектов: от живописи и графики до проектирования зданий, оформления интерьеров, разработки мебели, светильников, посуды и даже одежды для хозяев конкретных построек. На бельгийскую и венскую ветви модерна, на последующие концепции формообразования среды большое влияние оказало рациональное и конструктивное начало в творчестве архитектора Ч. Макинтоша: строгие прямые линии, выверенные пропорции мебели, вся стилистика его интерьеров.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого