Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Эволюционный витализм Зиммеля

Отправной точкой рассуждений Зиммеля была жизнь - социальная, культурная, духовная. Ее бесконечное течение кристаллизуется в стабильных формах, оставаясь в то же время динамичным содержанием опыта жизни. «Жизненная сила» универсальна и абсолютна. Каждый ее момент отличен от того, чем он только что был, потому что жизнь - это постоянное становление. Пишет ли Зиммель об обществе или о культуре, в его описаниях постоянно встречается «стремление», «усиление», «углубление» В эссе «Как возможно общество?», свидетельствующем о глубоком влиянии на него Канта, Зиммель говорит о том, что это формы лежат в основе социальной онтологии, это они удерживают общество вместе (Simmel, 1971). Жизнь - это, с одной стороны, материал для создания объективированных форм, препятствующих дезинтеграции общества, с другой стороны - безусловная ценность. Такое понимание позволило Зиммелю предложить теоретически состоятельный, трезвый, но лишенный мизантропии очерк современного городского существования.

Зиммеля более всего интересовало, каким образом субъект «уживается с внешними силами», когда эволюция общества модерности приводит к тому, что главные социальные процессы начинают разворачиваться не в маленьких замкнутых группах, но в больших городах. На его взгляды повлияла «творческая эволюция» Бергсона, наделившая, пусть и в разной степени, людей и вещи способностью к восприятию и памяти. Зиммель, по выражению Скотта Лэша, был эволюционистом-виталистом. Классический эволюционизм имеет дело со случайным порождением изменений, будь они природные или социальные, которые затем ложатся в основу приспособления вида или индивида к новому или изменяющемуся окружению, и мыслит окружающую среду как внешнюю причину изменений функций и структур. Виталистский эволюционизм Зиммеля сосредоточен на ресурсах само-причинения, само- конституирования, само-организации, которыми обладают вещи и люди: их жизнь постоянно преодолевает сложившиеся свои формы и создает для себя новые (Simmel,1989, 62): «Именно для человеческого удела, или удела души...

противоположность тождества и различия исчезает в непрерывности самотрансформации». В этом ключе нужно понимать тезис Зиммеля о том, что в городе «человек создает себе средство самозащиты» (от перегруженности разнообразными стимулами).

Классический эволюционизм ранжирует ценности на основе их значимости для существования вида как целого. Виталистский эволюционизм использует другой критерий: его интересует, какие ценности способны привести человеческий вид к более высокому порядку жизни. Сама жизнь - ценность, так что эволюция - это движение от жизни к более полной жизни. Жизнь - «субстанция» ценности. Не просто жизнь, но социальная жизнь. Отношение между жизнью и формой подобно отношению между интересом и его реализацией, или проблемой и ее решением. «Социальность» есть одна из форм, в которой проявляются интересы индивидов. Люди создают формы, преследуя «влечение, интерес, цель, склонность, психическое состояние, движение» (Simmel, 1971, 24). Сушествование каждой формы претерпевает эволюцию от статуса инструмента до самоконституирующего феномена, подчиняющегося особой внутренней логике. Чтобы удовлетворить свои интересы в отношении друг друга, люди создают особые социальные формы, такие как обмен и разделение труда, искусство и знание, этика и игра. Постепенно каждая из этих форм создает особую для себя логику и обретает относительную автономию от других, частично лишаясь своей инструментальности. Только деньги сохраняют инструментальность, оставаясь главной социальной связью. Зиммель их называет пауком, вьющим социальную паутину.

Витализм однако связан с иными, нежели деньги, ценностями, поэтому одной из его значимых частей является этос жизни. Способы бытия людей неразрывно связаны с вариантами поведения, мышления, отношения к окружающим и полагания ценностей.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого