Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

2.5. Симметрия

Характер взаимодействия элементов объемно-пространственной структуры определяется, прежде всего, симметрией или асимметрией. Принято считать, что симметрия есть выражение формы в состоянии покоя, асимметрия же означает зрительное движение. Эта определяющая особенность дает возможность четко разделить формы в технике на симметричные и асимметричные.

Понятие симметрия (от греч. - соразмерность) восходит к истокам человеческой цивилизации и отражает фундаментальное свойство материального мира. Симметрией называют закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга, при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразований. Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос. Широко


Рис. 5. Зеркальная симметрия

распространенными видами симметрии являются зеркальная, осевая и симметрия вращения.
Зеркальная симметрия состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и отражение в зеркале (рис. 5). Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.
Осевая или симметрия вращения представлена на рис. 6. Линия, при которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии. Порядок осей форм, изображенных на рисунке 6, равен, соответственно, двум, трем и четырем.

Рис. 6. Осевая симметрия (симметрия вращения)

Эффективность симметрии как средства достижения целостности формы объясняется тем, что такая закономерность построения человеком легко воспринимается. Симметричным композициям свойственна строгая однозначность деталей формы и их безусловное подчинение целому.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого