Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Теория машин городского роста

Как видно из предыдущего обсуждения, те работы существенно влияли на складывание теории городской политики, которые строились на конкретных случаях, исходили из местного контекста. Этот подход получил название «новой городской политики», и с ним связаны теории, возникшие после 1970-х годов. В их центре - уже не вопрос «Кто управляет?», а вопрос «Для чего» (формулировка Логана и Молотча). Понятно, что городом управляют сообщества бизнесменов, но с какой целью? Опираясь на уроки политической экономии, теоретики обращают внимание на явление бустеризма (от англ. boost - расширять, проталкивать, рекламировать) -продвижение стратегии быстрого развития города любой ценой. В этой деятельности объединялись амбициозные мэры, предприниматели, владельцы недвижимости и узлов транспорта.

В 1970-е годы Харви Молотч - американский городской социолог и автор метафоры «город - машина роста» добавил к названию своей (сегодня классической) статьи подзаголовок «политическая экономия места» (1976). Молотч не первым привлек образ машины для описания функционирования капиталистической экономики в городах. У Маркса «машинная» метафора была вплетена в разбор им капиталистического отчуждения, в демонстрацию того, что труд человека при капитализме становится чуждой ему силой, что выражается в том, что человек порабощен трудом (вместо того, чтобы самому его контролировать). Если инструмент служит мастеру, то, в случае машинного производства, рабочий служит машине. Другой знаменитый марксистский урбанист - Анри Лефевр (1991, 345) - это тоже отмечает: «Город - это действительно машина, но это и нечто большее и нечто лучшее: машина, приспособленная к определенному использованию - использованию социальной группой». Машина не рассчитана на благополучие всех своих «винтиков», если воспользоваться популярной советской метафорой, и с помощью этой метафоры Молотч проблематизирует популярную идею о том, что выгодные для элиты процессы городского развития в конечном счете выгодны для всех горожан. Популяризации этой идеи способствовали прежде всего городские власти. Но были и теоретики, достаточно отчетливо сформулировавшие эту идею. Американский политический теоретик Пауль Питерсон в книге «Пределы города» (1980) настаивает, что (1980, 20)

Интересы городов - это не сумма индивидуальных интересов жителей и не стремление иметь оптимальный размер. Напротив, политика и программы тогда осуществляются в интересах городов, когда они поддерживают или увеличивают экономическое положение, социальный престиж или политическую власть города в целом.

Молотч, как и ряд других авторов, были настроены более критически и

предположили, что экономический рост городов отнюдь не всегда тождествен увеличению суммы общественных благ. «Машина роста» - это не город как таковой, а коалиция элит, нацеленная на извлечение прибыли из городской земли и всего, что на ней возведено. Молотч был первым, кто столь отчетливо описал доминирование в послевоенной американской городской политике идеологии роста (1976, 310):

Рост - это экономическая и политическая сущность практически любой данной местности, стремление к росту составляет ключевую действующую мотивацию консенсуса местных политических элит, сколь бы расколоты они ни были в отношении других проблем.

Молотч показал, что даже сильные города (Нью Йорк, к примеру) должны участвовать в компаниях роста, продавая свои города международному и национальному бизнесу, но отстаивая при этом свои политические интересы. И он был первым, кто, опираясь на обширный фактический материал, показал, что вопреки оптимистической риторике власть предержащих, масштабные строительные проекты и иные стратегии роста далеко не всегда оборачиваются новыми рабочими местами и сопровождаются адекватной социальной политикой. Его концепция машины роста состоит из трех компонентов: (1) коалиция элит; (2) лоббирование элитами роста как отвечающего их долговременным экономическим интересам и (3) диспропорции в выгодах от роста.

В книге «Городские состояния» (1987), написанной вместе с Джоном

Логаном, теория города-машины роста противопоставлена не только

экологическому подходу чикагской школы (о нем рассказывается в главе

«Классические теории городов»), но и марксистскому подходу. Недостаток

первого - в допущении «невидимой руки рынка», устанавливающей равновесие

в расселении горожан. В действительности свободное соревнование горожан за

Определение несущей способности грунта

определение несущей способности грунта

www.stroyinforms.ru

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого