Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Формирование архитектурного ансамбля бурятского буддийского монастыря

Статья рассматривает традиционную постройку здания бурятского дацана, структуру бурятского монастыря, планирование гото-мандалы схемы буддистской модели мира. Для представления типов храмов и художественных методов в общем контексте объединенного ансамбля, например, Иволжинский дацан сделан в традиции искусства бурятского храма. Статья, обращает внимание на проблемы орфографии, произношении и семантической составляющей буддистских терминов и сроков исполнения элементов декораций буддистских храмов в Бурятии.

Начиная с первой трети XVIII в., времени масштабного распространения буддизма в Забайкалье, бурятская культовая архитектура сделала большой скачок в своем развитии: от небольших юртовых храмов до трехэтажных каменных цокчинов и создания архитектурно-планировочных ансамблей бурятских буддийских монастырей. Бурятские мастера, ориентируясь на архитектуру соседних стран: Тибета, Китая, Монголии, стремились запечатлеть в храмовом искусстве Забайкалья самобытность местной народной культуры.

Началу строительства предшествовали астрологические расчеты и обряды освящения местности. Действительно, эти места обладают особой аурой и энергетикой, потому людей, едущих в дацан, притягивает атмосфера спокойствия, ощущение внутренней гармонии. Попадая на территорию буддийского монастыря, человек оказывается в сакральном пространстве и времени, которое подчинено своим особым ритмам.

При выборе места под строительство дацана кроме множества критериев всегда ориентировались на наличие обоо (тиб.) - традиционное место почитания духов - «Хозяев местности». Также не менее важным фактором при выборе места имело наличие торговых дорог, т.к. деятельность дацанов отличалась экономической позицией.

В XIX в. дацаны становятся центрами просвещения, здесь создавались письменные произведения, переводилась иностранная литература; появились условия для формирования медицинской теоретической и практической базы. В каждом дацане имелись библиотеки, а в наиболее крупных - свои типографии; развивались художественные артели, воспитывались иконописцы, скульпторы, чеканщики. В целом, возрос опыт бурятских мастеров в строительстве и декоративном убранстве дацанов, поэтому ряд таких исследователей бурятского искусства как Л.К. Минерт, В.М. Рутковская, Т.С. Проскурякова говорят о формировании художественной школы бурятского культового зодчества в Забайкалье в сер. XIX в.

С сер. XIX в. утверждается комплексный состав и планировка бурятского буддийского монастыря. К этому времени сформировался тип трехэтажного каменного бурятского цокчина, который являлся центральным ядром ансамбля. В наиболее крупных дацанах как Анинском, Ацагатском насчитывалось шесть храмов, в Агинском - одиннадцать, судя по планам приведенным Л.К. Минертом. (2; 95). В Гусиноозерском дацане в кон. XIX в. насчитывалось восемнадцать храмов, важно учесть, что это самое большое число культовых построек в составе бурятского буддийского монастыря (3;193). Сам факт роста строительства дацанов свидетельствовал о возросшей роли буддийской религии среди местного населения Забайкалья, так как строительство архитектурного ансамбля предполагает пространственное масштабное мышление, коллективное творческое начало, дух сплоченности, пространственно-пластическую интерпретацию религиозно-философских доктрин, которые отражены в ансамблевой планировке.

В ходе репрессий в 30-х гг. ХХ в. дацанские ансамбли были разрушены, но традиции буддийской архитектуры в Забайкалье восстанавливаются в наши дни. Крупным архитектурным ансамблем ХХ века является Иволгинский дацан, основанный в 1946 г., в нем насчитывается девять храмов. Нужно отметить, что на сегодняшний день на территории Забайкалья ансамбль Иволгинского дацана представляет собой законченную архитектурно-планировочную композицию хото-мандала (монг., санскр.) города небожителей. Здесь насчитывается девять храмов, на сегодня это самая большая храмовая композиция в Бурятии.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого