Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

ИЗ ИСТОРИИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

Металл - первый искусственный материал в строительстве и архитектуре. В России в XVII в. полосы кричного железа научились сваривать «кузнечным способом», тогда и появились металлоконструкции. Более ранние примеры использования металла в строительстве сводятся к затяжкам каменных сводов (в Успенском соборе во Владимире, 1158 г.), позже - к «корзинкам» глав церквей (купол колокольни Ивана Великого, 1603 г.).
Одной из первых несущих металлических конструкций было балочно-подкосное перекрытие в Покровском соборе (Василия Блаженного) в Москве (1555— 1560). В полной мере инженерной конструкцией являются сохранившиеся до сих пор стропила трапезной Троице - Сергиевой Лавры с немалым для того времени (1686-1696) пролетом 18 м. На чугун, который считался отходом при выплавке железа обратили внимание позже. Балки перекрытия крыльца Невьянской башни на Урале (1725 г.) были чугунными, но с «подстраховкой», в виде железных полос в нижней, растянутой зоне. Это «внешнее армирование» указывает на совершенно правильную оценку слабого сопротивления чугуна растяжению.

Распространившийся в конце XVII в. способ получения железа из чугуна (пудлингование) не исключил чугун из строительной практики полностью. В конструкциях нередко комбинировали оба металла. Ярким примером служит купол Исаакиевского собора (1818-1858), где 24 чугунных ребра образуют двойной конический каркас, поддерживающий не только каменный барабан, венчающий здание, но и металлический каркас, несущий кровлю и испытывающий сложное сопротивление, в том числе и растяжение.
Из чугуна в России было построено несколько мостов (из них первый в Царском Селе в 1874 г). Напоминая своими механическими свойствами (высокая прочность на сжатие и малая на растяжение) камень, чугун сначала унаследовал его конструктивные черты и в мостах. Литые чугунные ящики мало отличались своими формами, пропорциями и размерами от каменных блоков. Мост через р. Мойку в Петербурге из блоков-«ящиков», построенный в 1806 г., служит до сих пор. Наиболее значительным (и одним из последних) был «один из лучших чугунных мостов в мире» 13 - пролетный Благовещенский мост через Неву, построенный выдающимся русским мостостроителем С.В. Кербедзом в 1850 г. После Великой Отечественной войны мост в разобранном виде был перевезен в г. Тверь, где он перекрыл Волгу. В общей сложности он служит уже более 130 лет. В начале XIX в. появились заклепочные соединения, пудлингование к концу века было вытеснено выплавкой стали в мартеновских печах и конверторах. Купол Казанского собора в СПб (1801-1811) был уже железным, но пока еще на болтах и клиньях. Клепаные арки пролетом 26 м были поставлены на судостроительном заводе на Галерном острове Невы в 1830 г. Неоценим вклад в развитие металлических конструкций академика В.Г. Шухова (1853-1939 гг). Он создал новые конструктивные формы покрытий: сетчатые двоякой кривизны (1898), висячие (1896), своды с веерообразным расположением затяжек в Торговых рядах в Москве (1893). Знаменитые гиперболические шуховские башни использовались как маяки, водонапорные башни и даже как боевые башни военных кораблей. Ярким представителем этой группы сооружений является радиобашня, построенная в 1920 году, высотой 148 м в Москве на Шаболовке.
Впервые висячие покрытия были предложены В.Г. Шуховым. В 1896 году были построены на Нижегородской выставке четыре павильона по проекту В.Г. Шухова. Висячие конструкции - это гибкие металлические нити (тросы, канаты, гибкий прокат), мембраны, висячие криволинейно очерченные фермы на жестких элементах из стали. В 50-х годах 20 века с увеличением прочности стальных канатов, появилась возможность увеличить предварительное напряжение висячих конструкций и обеспечить необходимую жесткость легких покрытий. Висячие покрытия бывают однопоясные, двухпоясные, седловидные и комбинированные. Существуют также одно поясные покрытия, стабилизация которых достигается за счет массы настила и его омоноличивания, (Висячее покрытие над автобусным гаражом в Красноярске, Висячая оболочка на эллиптическом контуре - кинотеатр «Океан» во Владивостоке, Висячее покрытие с несущими элементами из прокатной стали, Сетчатое покрытие над выставочным залом в г. Оклахома- Сити возведено в форме эллиптического параболоида, Круглое производственное здание с подвесными кранами построенное в Австрии, Шатровое покрытие гаража в Киеве диаметром 160 м перекрывается 84 радиальными канатами. Применяются мембранные покрытия из переплетенных лент.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого