Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Александр Михайлович Родченко

А. М. Родченко разрабатывал и новый коллажный способ иллюстрирования. Его иллюстрации состоят из фрагментов фотографий, обрывков текстов, букв, шрифтов, супрематических фигур, как например, иллюстрация к статье Льва Кулешова «Монтаж в кино» 1922 года или иллюстрация к поэме В. В. Маяковского «Про это» 1924 года. По этому же принципу строится и журнальный дизайн А. М. Родченко (например, обложка журнала «СССР на стройке» 1936 года, представляющая собой коллаж из фотографии, карты и шрифта, или динамичный фотографический разворот журнала «СССР на стройке» 1935 года).

Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий также занимался фотографией (Бегун в городе, 1926), фотоколлажем (Татлин за работой, 1921-1922), фотомонтажем (Конструктор. Автопортрет, 1924), коллажными иллюстрациями и плакатами («Все для фронта, все для победы!»).

Фотомонтаж становится основным средством художественного выражения в 10-20-е годы. В соединениях супрематических фигур и фотографических изображений фотография играла дезорентирующую роль, с другой стороны, обеспечивала связь с реальным миром. Новый метод фотомонтажа позволял переосмыслить жизнь в духе жизнестроения, когда внешняя реальность становится сырым материалом для жизнетворчества. В это время в советском фотоавангарде формируются два основных направления - пропагандистское и фактографическое, — лидерами которых становятся Густав Клуцис и Александр Родченко.

Густав Густавович Клуцис (1895-1938) также является одним из лидеров советского дизайна. Основным направлением его деятельности было создание пропагандистских плакатов, выполненных в технике коллажа и фотомонтажа. Основными темами авангардных работ Г. Г. Клуциса были В. И. Ленин, пролетариат, спортсмены, новая советская действительность. Несмотря на то, что звучит данный список весьма конъюктурно, сами работы представляют собой настоящие произведения искусства и дизайна, являясь вызывающими, авангардными, смелыми конструктивными творениями. Именно поэтому в более поздний период существования Советской власти такое искусство перестало приветствоваться, ведь в работах Г. Г. Клуциса вожди революции были в первую очередь формальными элементами построения композиции. Г. Г. Клуцис говорил, что «фотомонтаж выходит за пределы полиграфии», позволяя создавать фотомонтажные фрески колоссальных размеров. Практически он воплотил эту программу, создав «сверхгигантские», в полный рост, фотопортреты Ленина и Сталина, установленные на площади Свердлова в Москве к 1 мая 1932 года.

Из пионеров советского дизайна следует также знать: фотографа Бориса Всеволодовича Игнатовича (1899-1976), графика Соломона Бенедиктовича Телингатера (1903-1969), супрематиста, реформатора дизайна фарфора Николая Михайловича Суетина (1897-1954).

Основоположниками советского политического плаката стали Виктор Николаевич Дени (Денисов, 1893-1946), Д. Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов, 1883-1946), - автор плаката «Ты записался добровольцем?», Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985), автор плаката «Родина-Мать зовет!».

Во время Великой Отечественной войны агитационные политические плакаты выпускались Телеграфным агентством Советского Союза и назывались «Окна ТАСС». В выпуске «Окна ТАСС» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы - М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов, а также В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М.

Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев- Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 «Окон ТАСС» (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась.

Если говорить о журнальном дизайне периода Советской Республики 20-30 годов, то следует отметить следующие характерные черты: свободный стиль изображения, часто быстрая сознательно небрежная набросочная техника иллюстраций, влияние позднего модерна, но без его эстетики, влияние авангардных течений, злая сатиричность в изображении людей, часто упрощенность и схематичность изображений. Смысл в иллюстрациях, острая социальная сатира являются первостепенными, полностью вытесняя качество и красоту рисунка. Стремление сделать «красиво» отсутствует полностью.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого