Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

«Эстетика казахского быта, юрта - национальный образ мира»

При обсуждении темы «Эстетика казахского быта, юрта - национальный образ мира», акцентируется внимание на конструкции и семантике юрты. Кочевник не разрушает и не строит свой мир, а, вторя Природе, живет просто. Мягкие округлые формы юрты органично вписываются в степной ландшафт, не нарушая естественного единства человека и природы. Форма полусферического жилища номадов отражает космическое мироустройство, символику их космо-гони-чес-ких представлений. Юрта, имеющая округлую форму и возвышающаяся над поверхностью - это «мировая гора», основа основ мироздания.

Объединяющей основой прикладного творчества является орнамент. Исследуется история, типология, специфика орнаментально-прикладного искусства. В декоративно-прикладном искусстве воплотился эстетический идеал кочевника, его художественное и космогоническое мировосприятие. Выявляется символика и стилистика орнамента: крупный модуль, властно охватывающий плоскость, выражающий энергию и силу, - черты, ярко отразившиеся в народном эпосе казахов, созвучные раздолью и величию Великой степи. Характерно взаимопроникновение мотивов, равноценных на плоскости, выражающих динамику столкновения и вместе с тем гармонию жизни. Преобладает яркий локальный цвет, создающий мажорное мироощущение; символика цвета.

Осмысливаются духовные ценности казахов, национальные традиции и обычаи, их отражение в изобразительном искусстве. Казахский героический эпос «Алпамыс батыр» и «Кобыланды батыр» нашел отражение в изобразительном искусстве - в творчестве талантливого казахстанского графика Е. М. Сидоркина.

В контексте историко-культурной традиции постигается современное изобразительное искусство Казахстана ХХ века, рассматриваются основные этапы развития профессионального изобразительного искусства; традиции и новации в изобразительном искусстве Казахстана 1960 - 1980-х годов, художественно-культурная жизнь Сарыарки.

Непреходящим является исследование с обновленных позиций ранее идеологически засекреченного, малоизученного культурно-художественного наследия Казахстана 30 - 60-х годов XX века, судьбы и творческой деятельности художников КарЛАГа. Обсуждаются культурологические вопросы, основные положения и терминология: культура, субкультура, маргинальная культура, их соотношение в регионе КарЛАГа и Караганды; маргинальная личность; мемориальное субкультурное наследие лагерного ареала КарЛАГа и Караганды в аспекте теории культуры; методологические тенденции освоения маргинальных феноменов культуры (идеи казахских культурологов и эстетиков Ж.Каракузовой, М.Хасанова, К.Нурлановой); концепция Л.Н. Гумилева о «пассионарности». Анализируются исторические факторы возникновения в Казахстане маргинальной субкультуры Караганды, специфические грани культурной деятельности художников от карлаговцев до спецвыселенцев (Л.Гамбургер, Р.Граббе, А.Фонвизин, Г.Фогелер, В.Эйферт и др.), выявляется драматизм КарЛАГа - одно из направлений искусства Караганды конца XX - начала XXI столетий .

Приоритетную роль имеет тема «Модернизация искусства Казахстана». Изучается проблема постмодернистского дискурса в художественной культуре Казахстана рубежа XX - XXI столетий; исследуются артефакты современного художественного сознания как проявление поисков будущего. Важно проследить влияние постмодернистских установок на развитие искусства Центральной Азии, процесс модернизации искусства Казахстана: новое осмысление в искусстве мировоззренческого комплекса культуры кочевников, модификация современного искусства Центральной Азии, Казахстана, архетипические основания новейшего искусства, обращение современных художников к «культурной памяти», трансформация привычных культурных «текстов» в современных проектах, шаманизм и новейшее искусство. Исследуются новые концептуальные и пластические идеи в современной теории и художественной практике, специфика творчества современных казахстанских художников и художников центрально-азиатского региона - демонстрация открытого типа культурных связей, установка на интерпретационный контекст; основные культурные коды - современный и родовой, архетипический; мистериальность; игровая ситуация.

Художественный плюрализм стал характерной чертой искусства 1980-1990-х гг. Многие художники, живописцы и скульпторы, Д. Альдеков, Ж. Аралбаев, Б. Абишев, Б. Бапишев, Б. Табиев, Т. Тогусбаев, Б. Тюлькиев, К. Хайрулин «уходят» в поиски совершенной формы, которая выражает их пластическую мысль.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого