Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Культурная экономика городов

Какие же условия города способствуют производству коммодифицированных. Произведенных на капиталистических предприятиях для получения прибыли в условиях рыночной экономики культурных продуктов? Такого рода продукты предназначены прежде всего для развлечения, но также для коммуникации, саморазвития, украшения, утверждения и повышения социального статуса. Они могут быть «чисто» культурными (книга или CD) или сочетать культурное и утилитарное измерение (мебель, одежда). Скотт Лэш и Джон Урри (1994) показали, что современный, так называемый поздний капитализм отличается тем, что значимость культурного измерения товаров и услуг нарастает. Соотношение между утилитарным и символическим меняется в пользу второго. А те секторы экономики, которые производят такого рода продукты, выдвигаются на передний план.

Простой факт состоит в том, что фирмы, производящие такие культурные продукты с повышенным содержанием символического компонента, сосредоточены в больших городах. Размещение фирм в больших городах имеет то преимущество, что здесь сосредоточены высококвалифицированные, способные к инновациям специалисты. Географ Ален Скотт (2000) называет большие города креативными полями, объединяющими культурную и экономическую жизнь. Неважно, в бизнесе или культуре осуществляются инновации, но ряд городов действительно демонстрирует беспрецедентную концентрацию творческой энергии. Париж 1880-х годов (пик импрессионизма) или Вена рубежа XIX - XX столетий - родина атональной музыки, Манхэттен 1950-х - рождение абстрактного экспрессионизма, Ланкашир, в котором произошла революция в текстильной промышленности, или известная всем Силиконовая долина - передовой край развития ИТ. Говорим ли мы сегодня о Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, Милане или Токио, сети инновации, сложившиеся в этих городах, воспроизводятся, способствуя поддержанию сложившейся специализации, будь это звукозаписывающая индустрия, кинематограф или мода. Что же именно делает города креативными полями?

Во-первых, в таких городах живут сообщества профессионалов, зарабатывающих на жизнь в рамках каких-то местных производств или ремесел. Различные ремесла или производства редко распределяются более или менее пропорционально по всему континенту, напротив, они имеют тенденцию концентрироваться. За городами закрепляется та или иная специализация в производстве культурных продуктов. Соответственно сети профессионалов, обитающих в том или ином городе, - копилки уникального know how, умений и навыков, т. е. особой встроенной в их тела чувствительности к тому, что надо производить, как и когда. Флорентийские кожевенники и бумажных дел мастера, венецианские стеклодувы, миланские дизайнеры, неаполитанские изобретатели и виртуозы пиццы - это примеры специализации только итальянских городов. Сообщества профессионалов привлекают неофитов, которые понимают, что только находясь в центре того или иного ремесла или производства, имея доступ к мастерству, передаваемому из рук в руки, они достигнут необходимого уровня. Для начинающих художников таким центром будет Париж или Нью-Йорк, сценаристов - Лос-Анджелес, дизайнеров - Лондон, программистов - Силиконовая долина или Кембридж в Бостоне, где размещается MIT.

Во-вторых, стремительная циркуляция информации в социальных сетях больших городов, интенсивность и разнообразие контактов способствует тому, что одни репутации рушатся, а у других есть шанс быть выстроенными, что способствует постоянному пересмотру критериев и норм, в соответствии с которыми определяется то, что востребовано и хорошо продается. Нельзя также скидывать со счетов и традиции разделения труда между теми, кто входят в сложные сети по созданию и продаже культурных продуктов. Нет художника без галериста, нет модели без владельца агентства, нет архитектора без архитектурного бюро. Журналисты, критики, спонсоры, литературные агенты, кураторы, владельцы галерей, издатели - все они разными способами участвуют в создании и продвижении тех или иных артефактов.

В-третьих, в городах - и как результат сознательно проводимой политики, и стихийно - воспроизводятся сообщества профессионалов, создающих те или иные культурные продукты. Иногда местные власти предпринимают ряд мер (в частности, различные схемы частного и государственного партнерства), чтобы сделать свой город хай-тек центром или чтобы - через специализированные школы и центры переподготовки - обеспечить воспроизводство квалифицированной и узкоспециализированной рабочей силы.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого