Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

сложные конфигурации пятен

Конечно, более сложные конфигурации пятен производят и более сложное впечатление. Создание светлой глубины при помощи пятен вогнутого очертания можно видеть на примере «Сикстинской Мадонны» Рафаэля или в изображении облаков в пейзажах Пуссена.
Но, учитывая вышеизложенные закономерности, не следует забывать и о том, что в сложной композиции, где мы видим не одно, а множество пятен, взаимодействующих с плоскостью и друг с другом, эти взаимодействия имеют более сложный характер.

Нанесенное на светлую плоскость одиночное темное пятно воспринимается лежащим на поверхности, но в сложной композиции сильный нажим черного активизирует, как бы выдавливает на поверхность белое. Фаворский приводит пример черного квадрата с закругленными углами, который выглядит массивным и квадрата с небольшими засечками по углам, где в силу контраста с тонкими линиями пятно уходит немного в глубину листа.
Так происходит, очевидно, в связи с тем, что сильный контраст с засечками делает форму слишком сложной для восприятия, и она раздирается на несколько простых форм.
Если мы возьмем три квадрата различной светлоты, т. е. различного тона - черный, серый и светло-серый, и поместим в центре этих квадратов небольшие одинаковые по тону белые квадратики, то заметим, что квадратик, окруженный черным фоном, покажется нам самым светлым; квадратик на сером фоне покажется темнее, чем квадратик на темном фоне, а квадратик на светло-сером - еще темнее. Из этого наблюдения ясно, что при восприятии светлота, т. е. тон предметов или фигур, помещенных на определенном фоне, будет меняться в зависимости от контрастирующего воздействия фона. Наряду с этим мы также будем наблюдать явление изменение впечатления объемности фигур и предметов в зависимости от характера контрастов фона с контурами предмета, тональностью предмета или фигуры. Чем контрастнее будет тональное соотношение, тем резче выделятся контурные очертания - силуэт предмета или фигуры, тем труднее будет восприятие его объема и рельефа.

Белое пятно на сером фоне воспринимается, иначе, чем то же пятно на черном фоне. Белое пятно, помещенное на темный фон, покажется нам большим, чем такого же размера черное пятно, помещенное на светлый или белый фон.
В композиции использование тональных контрастов помогает решить различные задачи:

- отделить предмет от фона;
- выявить объемную форму предмета;
- создать иллюзию пространства в картине;
- выделить в картине главное.

Психология зрительного восприятия у человека такова, что, как правило,
в композиции светлые пятна воспринимаются как выступающие вперед по отношению к темным, причем в первую очередь к себе привлекают внимание самое большое светлое пятно и самый протяженный контраст. На примере картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (рис. 5) можно видеть, как фигура Анны, находящаяся в глубине, выделена при помощи протяженного контраста, а фигуры Марии и младенца - при помощи светлых пятен.

Но иногда уменьшения величины светлых пятен и протяженности контрастов от первого плана к последнему может быть недостаточно для создания иллюзии глубины пространства, как можно видеть на примере произведения Луки Лейденского «Проповедь в церкви» (рис. 6) или на многих картинах художников-импрессионистов. Это может быть связано и с тем, что психология восприятия чело века такова, что элементы, связанные подобием, также стремятся быть расположенными в одной плоскости.

Следует заметить, что подобие дает больший зрительный эффект, чем только заставляет предметы «принадлежать друг другу». Части имеющие подобие, образуют и формируют зрительные модели.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого