Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Мифология

Наука, изучающая мифы народов мира.

«...Мы являемся свидетелями неуклонного роста интереса к мифологическим, сказочным и — шире — архаическим элементам в современной культуре. Они теперь трактуются не как досадные и бесполезные обломки, а как органические формы, обеспечивающие целостность человеческой культуры как таковой» (Ю. М. Лотман).

Мифопоэтическая модель мира

Модель мира, представляющая собой особое культурное явление, поскольку это — сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции. Такая культурная модель глубоко символична, поскольку предстает как «результат вторичной перекодировки первичных данных с помощью знаковых систем» (В. Н. Топоров).

Морфология объектов дизайна

В дизайне вещей это понятие определяет пространственное строение объекта, его физическую, а также функционально-техническую структуру, связанную с физическим существованием объекта в пространстве и времени, со свойствами материала.

В дизайне предметно-пространственной среды ее структура мыслится как постепенное убывание осваивающей силы средового субъекта: «средовое» ядро — «средовая» периферия — «средовая» граница — предметное окружение (как альтернатива «среды»).

Морфология объекта медиадизайна разворачивается в виртуальном мире, обладающем особой природой, где нет центра и периферии и где об объекте можно говорить лишь как о событии.

«С точки зрения той реальности, в которой проявляются действия объекта, этот объект имеет статус события и не имеет субстанции» (Н. А. Носов).

«Мягкие» языки

К ним относятся все естественные языки; наиболее «мягкий» — язык поэзии как обладающий наивысшей степенью полисемии (многозначностью смыслов).

Нерелевантная информация

Информация, не обладающая семиозисом в данной культурной ситуации. См. также Релевантная информация.

Образ в искусстве и в дизайне

«Ценнейшее свойство нашей психики и наиболее экономичный способ накопления человеком "свернутой", "упакованной" информации об окружении, без необходимости вспоминать или мысленно перечислять отдельные черты, свойства явления». «Способ обретения и хранения существенных черт объекта без необходимости задействования рассудочно-логической, интеллектуальной компоненты оценки и суммирования полученных данных» (А. А. Мещанинов).

«Означаемое»

Семиотический термин, внутренний смысл информации, в лингвистике соответствует «плану содержания».

«Означающее»

Семиотический термин, внешняя форма, знаково-символическое описание информации, в лингвистике соответствует «плану выражения».

Парадигма

«Господствующий в какую-либо данную эпоху взгляд (на язык, культуру, профессию, науку, искусство, мироустройство), связанный с определенным философским течением, определенным направлением в искусстве. Парадигма связана с определенным стилем мышления в науке и стилем в искусстве. Содержание этого понятия — явление историческое» (БСЭ).

Первобытный синкретизм и синтетичность мышления

Мифология — древнейшее синкретичное (первично нерасчлененное) образование, включающее в себя религию, философию, науку и искусство. Современная научная мысль на новом витке своего развития в поисках целостности миропонимания стремится к синтетичности.

Постмодернизм

Философская, культурная и художественная парадигма, альтернативная модернизму с его рационализмом, тотальным проектированием и «интернациональным стилем».

Возвращает интерес к историзму и этническому своеобразию. Характерен поиск органической связи человека с бесконечным полем сознания, выход конкретной личности за рамки пространственно-временных и причинно-следственных границ — трансперсональная (внеличностная) психология.

Для художественных произведений характерна техника деконструкции (Деррида), расшатывание привычного стереотипа восприятия, активное использование приемов нонсенса и абсурда, цитат, аллюзий, парафраз и тому подобных художественных приемов.

Постструктурализм

Альтернатива логоцентризму, господствовавшему в эпоху модернизма, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого