Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Основы дизайн-деятельности в дошкольном возрасте

Отличительной особенностью пространственной среды детства является то, что ребёнок чувствует себя в этой среде своим. В последнее время в решение этих проблем активно включаются специалисты из сфер дизайн-педагогики, которые пытаются с разных сторон осмыслить вопросы влияния дизайн-деятельности на развитие творческой личности ребенка. Предлагаются и обсуждаются различные концепции, которые уходят корнями в психологические, социальные проблемы и проблемы дизайн-деятельности в дошкольном возрасте.

Мир детства это своеобразный мир, который имеет свои закономерности, свои взаимоотношения и своё пространство (семья, двор, детский сад, класс и т.д.). Отличительной особенностью пространства детства является то, что ребёнок чувствует себя в этой среде своим. Несомненно, детская среда всегда ориентирована на мир взрослых вообще и конкретного взрослого, задающего круг деятельности, приобщающего к социуму. В деятельности, которую ребёнок осуществляет совместно с взрослыми, он приобретает «деятельностное поле» (1).

Первая детская деятельность - предметная. В недрах предметной деятельности формируются предпосылки других видов детской деятельности - игровая, продуктивная, элементы трудовой.

Продуктивная детская деятельность - конструктивная, изобразительная и др. - играет большую роль в развитии ребёнка-дошкольника, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядного мышления. В процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность. В процессе деятельности человек изменяет не только окружающий мир, но и собственную природу, личностные качества, формы и способы мышления.

Отечественными психологами и педагогами (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина и др.) доказано, что способности к построению довольно сложных структур своей деятельности возникают ещё в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в специально организованном процессе.

Исследователи отмечают наличие в самостоятельной деятельности двух взаимосвязанных процессов - воспроизведения и творчества. К переходу от воспроизводящей к творческой деятельности ведёт так называемое «обобщённое подражание» (Д.Б. Эльконин), которое выражается в проявлении сознательного отношения к имеющимся образцам. Оно предполагает самостоятельное применение известных знаний и умений в незнакомых ситуациях. Наиболее характерными при этом являются самостоятельные действия по переносу приёмов в том виде, в каком они были усвоены, на решение других познавательных задач и самостоятельное перестраивание приёмов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.).

Последние десятилетия характеризуются бурным процессом в образовании - создаются различные типы и виды учебных заведений: лицеи, учебно-воспитательные комплексы (УВК), колледжи и др. Создаются различные программы: авторские, коллективные и другие, способствующие возникновению новых технологий. Рождаются новые формы и методы организации познавательной и развивающей деятельности (3).

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого