Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Отличительная черта современного графического дизайна

Стихийно сложившейся чертой современного графического дизайна является отсутствие внимания к авторству, к именам. Имен слишком много, чтобы их запоминать, знаменитые дизайнеры часто не так известны, как сетевые провинциальные художники. Происходит очередная постмодернистская смерть автора в том смысле, что авторов стало слишком много. Сегодня настоящим автором является пользователь, и его авторство заключается в том, чтобы из бесконечного визуального океана выбрать картинки, соответствующие его личности или псевдоличности. Кстати, реакцией на данную ситуацию является всеобщее фанатичное увлечение выставлением копирайтов1.

В данной ситуации единственная возможность для дизайнера отделить себя от общей массы, обозначить свою идентичность - это нахождение собственной манеры, почерка, индивидуального способа создания неиндивидуального продукта. Отсюда, у графического дизайна появляется такая черта, как сознательная манерность, декоративность. Раньше изображение было самодостаточным, теперь оно поддерживается орнаментами, неожиданным фоном, пятнами краски, или само становится вычурным, странным, выразительным, каким угодно, только чтобы избежать неизбежных повторений.

Следующая черта графического дизайна постмодерна, которую необходимо отметить, это свобода композиции. Современный человек не воспринимает действительность по модели театральной мизансцены. Скорость современной жизни детерминирует быстрое, фрагментарное, «клиповое» восприятие. Отсюда - фрагментарность, случайность композиции, динамика, неожиданные ракурсы. Причем, если в живописи импрессионистов, например, фрагментарность была художественным приёмом, средством выразительности, то в современном дизайне свободное отношение к композиции является необходимым условием адекватного отображения воспринимаемой действительности.

Сегодня человек лучше подготовлен в смысле восприятия, чем когда бы то ни было, он постоянно находится в интенсивной информационной среде и уже не нуждается в подробных и долгих объяснениях. Современное восприятие отличает большая мобильность и скорость. Поэтому дизайнеру и художнику сегодня достаточно сделать намёк, чтобы в голове у зрителя сложилась целая картина или ситуация. Более не имеет смысла подробно описывать интерьер помещения, чтобы объяснить, что это, например, эпоха рококо. Даже неискушенный реципиент все поймет по ручке кресла, или хотя бы почти все. Разумеется, дизайнеры принимают, иногда неосознанно, во внимание данное обстоятельство. Потому что для визуальной выразительности возможность отбора играет первостепенную роль. И хорошим признаком современного графического дизайна является сосредоточенность на важном, отсечение ненужного, отношение к зрителю как к равному, как к соавтору.

Отсюда, естественным следствием для дизайна становится многозначность смысла. Если зрителю позволяется додумать произведение, то он может додуматься до чего угодно, и, возможно, найдет более интересную истину, чем дизайнер. Энтропия смысла - качество, часто встречаемое в современном дизайне.

Возможно, данная ситуация во многом связана с отсутствием выраженной идеологии современного дизайна. Единственным трансцендентным означающим любого произведения современного дизайна является концепт «дизайн». Никакого другого идеологического содержания в современном дизайне нет, и в этом дизайн находит неограниченные возможности. Например, современный графический дизайн интернационален, но в отличие от дизайна модернизма, это не интернациональность, стирающая всякую национальную культуру (дизайн модернизма обладал чёткой идеологией), а универсальная культура, допускающая игру в любую страну или национальность. Каждая культура, сохраняя своё лицо, становится достоянием всего человечества, и человечество с удовольствием играет в любые культурные коды, если они преподнесены в рамках остроумного дизайн-решения.

Остроумие, в принципе, становится обязательной чертой дизайна. Речь идет не столько об умении дизайнеров шутить, сколько об ироничности линий, форм, креативности решения. Дизайн становится все менее творческим, и все более креативным (напомним, что креативность - это нахождение необычного решения для обычной задачи, творчество - поиск обычными средствами необычного результата). Современный дизайн не ставит перед собой задачу трансформировать мир (как дизайн модернизма), но ставит задачу сделать мир комфортнее при минимальных затратах.

Студия дизайна "Леовинг"

студия дизайна "Леовинг"

leowing.ru

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого