Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

1.3. Восприятие геометрических форм и их элементов

Восприятие человеком окружающего не является зеркальным отражением действительности, оно корректируется накопленным жизненным опытом, который в свою очередь формируется социальными условиями и, следовательно, характер восприятия изменчив во времени.
Человеку свойственно упорядочивать окружающее, что связано с инстинктивным желанием ориентации в пространстве. Это проявляется в стремлении к симметрии в организации среды, в парности элементов, что связано с характером бинокулярного зрения и особенностями строения человека. При взгляде на сложное предметное образование, человек стремится обнаружить в нем какую-либо систему, свести наблюдаемую сложность к простому порядку. К числу группирующих признаков относится симметрия, которая определяет соответствующую связь между отдельными частями и связь каждой части с целым. Симметричные элементы воспринимаются как единое целое, а визуальная целостность - одно из важнейших условий эстетического воздействия формы.
Психологи установили, что близко расположенные элементы воспринимаются как единое целое, а более простые формы воспринимаются легче. Установлено также, что предельное число одновременно воспринимаемых человеком элементов около 7 (правило Мюллера), и если число элементов больше, то это будет восприниматься как хаотическое множество. Разделение множества на упорядоченные группы помогает восприятию многоэлементных образований.
Особенно ярко воспринимаются объекты, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве, т.е. само местоположение объекта - в центре группы на пересечении направлений стимулирует восприятие. Особенно, если это дополнено действием фактора неожиданности, который поддерживает интерес зрителя, а фактор повторяемости способен закрепить впечатление.

Особенности восприятия многоэлементных композиций ставят перед психофизиологами, инженерами и дизайнерами немало задач, одна из которых обеспечение композиционной целостности, так как во многих случаях именно она определяет надежность функционирования всей системы человек — объект. В работе над композицией проектировщику приходится так или иначе иметь дело с конкретной системой элементов и связей и, таким образом, искать оптимальную их соподчиненность, оптимальный характер связей. Организация формы становится тем более сложной задачей, чем сложнее пространственные связи между основными формообразующими элементами и чем сложнее форма самих элементов.

Степень сложности пространственных связей и формы отдельных элементов, в конечном счете, может рассматриваться как определенное количество несмысловой структурной информации о данной композиции. Быстрота восприятия будет во многом зависеть от логичности и ясности пространственных связей такой системы. В самом общем виде эту реакцию можно определить, как способность преломлять в сознании, расшифровывать характер взаимодействия всех частей, всех элементов формы. Их отношение между собой и вызывает положительную или отрицательную реакцию. Логичность и ясность пространственных связей, особенно в открытых сложных технических структурах, во многом зависят не столько от чисто формальных признаков, сколько от логики конструктивных связей. Плохо скомпонованный объект неизбежно утрачивает, и долю композиционной целостности.

Особенностью восприятия формы является ее воздействие на человека в процессе утилитарного потребления. Акт восприятия выступает главным образом как сопутствующий действию процесс, как органическая часть самого действия.

Количество воспринятой информации, степень ее сложности, а главное степень целостности композиции в значительной мере определяют четкость, полноту и объективность оценки формы вещи. Когда объектом восприятия является предмет с элементарно простой формой, мы действительно способны почти сразу оценить ее целостность. Но если форма предмета состоит из многих элементов, и соподчиненность элементов к тому же сложно организованных, то получаемый при ее восприятии сигнал не носит столь четкого характера. Даже довольно подготовленный человек не сможет мгновенно оценить целостность композиции сложной объемно-пространственной структуры, построенной на ряде закономерностей, так как мозг не в состоянии в одно мгновение переработать слишком большое количество сложнейшей композиционной информации. Роль, которую играет в этом процессе гармоническая степень формы, особенно велика.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого