Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Социологические исследования Лев Гудков (2006)

Считают, что нужно ограничить проживание на территории России выходцев с Кавказа в 2004 году - 46 %, в 2005 - 50 % - это в самом общем виде. Если брать по отдельным пунктам, скажем, установить запрет на приобретение собственности, на проживание, на занятие должностей, в том числе и для граждан России, то там порог запретительного рефлекса поднимается до 60-70 % и даже выше. Резко отрицательно относятся к тому, чтобы мигранты покупали квартиры и дома - 58 %, чтобы образовывали собственный бизнес (открывали кафе, магазины, автосервис) - 64 %, покупали бы земли для бизнеса или жилья - 65 %, заводили крупные предприятия - 74 %, и т.д. Запреты касаются и работы по найму, хотя, казалось бы, здесь явная ощутимая польза, выигрывают все. Тем не менее, против того, чтобы мигранты работали в частном бизнесе - 53 %, на государственной муниципальной службе - 69 %, в правоохранительных органах - 74 %. То есть три четверти населения отличаются вполне выраженным запретительным рефлексом.

Иркутский специалист по миграции историк Виктор Дятлов настаивает на необходимости создания институтов адаптации и интеграции мигрантов, перспективы полной ассимиляции которых крайне осложнены тем, что эти люди иначе социализованы и настроены на иные механизмы социального контроля. Контакты нередко ведут к выяснению отношений, что чревато конфликтами. Ученый ведет исследования диаспор как нового элемента жизни сибирских городов (1995, 1999, 2000, 2004, 2005), в том числе описывая усложнение социальной организации этнических сообществ на рынках, пригородах, в общежитиях как предпосылку вероятного формирования в России «чайнатаунов» - постоянных китайских общностей. Так в исследовании иркутского рынка «Шанхай» (2004) Дятлов с соавтором, вызывая ассоциации с работами авторов чикагской школы, воссоздают - на основе проведенных интервью, включенного наблюдения и анализа прессы - «экологию» китайского рынка и его функционирование в качестве «социального организма». «Экологические» исследования городов стали первыми проводить именно чикагские авторы (см. о них в главе «Классические теории городов»), предложив рассматривать социальную жизнь городов как воплощенную в географической и материальной среде.

Впечатляющие итоги анализа социальной жизни рынка Дятловым и Кузнецовым еще раз показывают, что если использование «передовой» исследовательской парадигмы (социальный конструктивизм) в эмпирических исследованиях не всегда приводит к успеху, то обращение к оправдавшей себя методологии не подводит. Не случайно, несмотря на очевидную устарелость ряда концепций чикагцев, отработанная ими методология социологического картографирования отдельного города продолжает активно использоваться повсеместно.

Дятлов и Кузнецов описывают эволюцию китайского рынка Иркутска с начала 1990-х годов как места встречи цивилизаций, олицетворения «желтой опасности», специфического инфраструктурного узла, источника поступлений в городской бюджет, места заработка иркутчан, места демократичного шоппинга, центра снабжения всего региона, источника криминала и милицейского вымогательства, места встречи нелегальной миграции и коррумпированного государственного аппарата. Статья хороша еще совмещением двух видов исследовательской оптики - извне и изнутри: того, как город видит «Шанхайку» и того, как организована на рынке социальная жизнь. Так, одним из интересных аспектов динамики сосуществования рынка и города - в том, что социальный статус горожан определяется в том числе и тем, покупают или не покупают они вещи на «Шанхайке». Мне кажется, они здесь нащупали универсальную характеристику сложной жизни постсоветского российского города. Главный оптовый или мелкооптовый рынок существует везде, китайцы заправляют на большинстве таких рынков, а горожане могут оценивать свой социальный рост по тому, совершают ли они ответственные покупки по-прежнему на таком рынке или уже могут позволить себе поход в крупный торговый центр с его бесчисленными бутиками европейских брендов. Взгляд на рынок «изнутри» позволяет вычленить структурирование его социальной жизни по принципу национальных блоков, в которых продаются определенные виды товаров, что определяется «капитанами», «патронами» - лидерами китайской общины, бизнесменами с опытом и образованием.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого