Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Для формирования нового отношения к процессам формообразования

Для формирования нового отношения к процессам формообразования предметно-пространственной среды в конце XIX—начале XX века принципиальное значение имела тенденция к сближению научно-технического и художественного творчества. В технических учебных заведениях, таких как Петербургский и Харьковский практические технологические институты, Московское техническое училище, студентов учили специфическому рисунку с ориентацией на технику и архитектуру. Роль графической подготовки в те годы неуклонно возрастала, что благотворно сказывалось на формировании визуального опыта студентов, пробуждении способности мыслить с помощью графики. Закладывались основы эстетического отношения к инженерному проектированию.

Профессора и преподаватели Харьковского института самым серьезным образом относились к проблемам эстетичности технических объектов. Первый директор института Виктор Львович Кирпичев и профессор Яков Васильевич Столяров уделяли серьезное внимание вопросам красоты в технике.

Первый уже в 1898 году писал: «...Считаю художественную сторону крайне важной почти для всех отраслей техники. Инженеры обязаны заботиться о красоте своих сооружений, а поэтому они должны получать и художественное образование».

Достаточно глубокий анализ вопросов эстетики в технике дал Я.В. Столяров в своей работе «Несколько слов о красоте в технике» (1900). Начав с осуждения украшательства, расценивая его как попытку замаскировать технику под искусство, он говорит о почве для восприятия красоты машины: «...И чем лучше организм машины соответствовал ее кинематическим функциям, чем совершеннее конструктивные формы органов отвечали действующим в машине силам, чем меньшими средствами достигалась заданная техническая цель — словом, чем совершеннее становилась машина, тем более она удовлетворяла эстетическим требованиям инженера».

Взгляды Я.В. Столярова шли дальше и глубже, чем другого исследователя технической и художественной культуры — преподавателя из Москвы П.С. Страхова. Последний в 1905 году выступил с докладом на тему «Техника и красота жизни», который был опубликован в «Бюллетенях Политехнического общества». Столяров фактически отожествлял красоту в технике с функционализмом. Страхов же разграничивал сферу техники и сферу эстетики, как это утверждалось в XIX веке, хотя уже не видел между ними непреодолимой пропасти.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого