Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Город как экосистема

В наши дни обсуждение города как экосистемы ведется на основе сравнения его с «правильными», природными экосистемами. Природная экосистема включает все организмы (растения и животные) и неорганические «субстанции» данной местности: прежде всего воздух, воду и почву. Организмы и вещества объединены в сложную сеть. В этой сети различные варианты взаимозависимости ее компонентов («петель» обратной связи) приводят к тому, что изменения в одной части экосистемы разнообразно отзываются в других ее частях. Пример такой взаимозависимости - пищевая цепь, в которой зеленые растения, используя солнечную энергию, превращают неорганические вещества в органику, пригодную для потребления животных, снабжая их энергией для жизнедеятельности, которая рано или поздно завершается, а их тела, разлагаясь, поступают в почву. Природные экосистемы имеют встроенные стабилизаторы: у каждого вида живого есть своя экологическая ниша, обусловленная специфическим источником энергии, а циркуляция воды и воздуха, как и земляные массивы, способствует этой стабильности. Дополнительным источником стабильности является и общее разнообразие видов, и биомасса.

Городское общество, с этой точки зрения, не является экосистемой, потому что включает в себя только один вид животных - людей, и не включает ни одну из природных субстанций. Тем не менее объяснительная сила экологической модели такова, что урбанисты и социологи давно применяют ее к человеческим сообществам. Когда совокупность социальных отношений называют экологией, имеют в виду такое взаимодействие между множественными элементами, которое не является ни полностью автономным, ни полностью зависимым от чего-то еще. Экологическая модель объяснения тем самым противостоит, с одной стороны, механистической и организмической, а с другой - атомистической и редукционистской. Об «экологии людей» (human ecology) - подходе, сформулированном социологами чикагской школы, - идет речь в главе о классической урбанистике. Первым ученым, предложившим все же понимать город как экосистему, был английский физический географ Иэн Дуглас (1981). Аргумент Дугласа состоял в том, что город, вбирая в себя одни вещества, выделяет другие. Поглощая энергию и воду, город порождает шум, изменение климата, загрязнение воздуха, отходы жизнедеятельности людей и мусор. В городах люди используют огромные энергетические ресурсы, что стало возможным потому, что человек нашел для себя уникальную энергетическую нишу. Научившись использовать солнечную энергию прошлого, сконцентрированную в угле, нефти и газе, вначале для обогрева, а затем для промышленных целей, он, во- первых, перестал быть зависимым от солнечной энергии, во-вторых, обеспечил постоянное снабжение едой, одеждой и жилищем, в-третьих, стал доминирующим среди живых существ видом. Земли расчищались, осушались или орошались, и люди могли не беспокоиться о последствиях своей деятельности. Отдаленные последствия использования природных сил и ресурсов мыслились как проблема последующих поколений либо как то, с чем со временем справится сама природа. Между тем в городах все природные, «встроенные» стабилизаторы экосистем либо уничтожены, либо нарушены. Чтобы уменьшить непредсказуемость своего существования, люди возвели здания для защиты от стихии, трубы и очистные сооружения для регуляции потоков воды, улицы и транспорт - для коммуникации, социальные институты.

Для регулирования «природных» человеческих страстей. Но сегодня обнаруживается, что эти артефакты и организации более не способствуют стабильности. Город как экосистема сам оказывается источником беспорядка в окружающей среде. Люди, живущие в городах, все сильнее зависят в своем благополучии и друг от друга, и от артефактов и организаций, и от того, насколько надежно организовано поступление необходимых для жизни веществ в город и освобождение его от более ненужных.
-
Зависимость города от источников энергии проявляется в том, что характер их развития задан стоимостью доступной энергии. Дешевое (до недавнего времени) топливо обусловило «расползание» американских городов, тот факт, что значительное число американцев живет в пригородах (suburbanization, sprawl). Напротив, одно из объяснений того, что европейские города компактны и обладают хорошим общественным транспортом - дороговизна топлива.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого