Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Протодизайнерский подход Пэкстона


Протодизайнерский подход Пэкстона заключался не только в стандартности формообразующих элементов, но и в их промышленном изготовлении с конечным монтажом на стройплощадке. Для ускорения работы были проложены телеграфные линии между Гайд-парком и предприятиями-изготовителями элементов здания. Продуманная конструкция из заранее изготовленных элементов позволила даже не очень квалифицированным рабочим возвести сооружение всего за 4 месяца. Соединение нового для того времени строительного материала — стекла — с конструктивными возможностями большепролетных металлических элементов позволило создать архитектурное пространство, пронизанное светом, художественный образ легкости, простора, взаимосвязи интерьера с природой.

Здание с остеклением в 81 тыс. футов2 было образно названо журналистами Chrystal Palace, что в русских изданиях тех лет звучало как «Кристальная палата». Только позднее название трансформировалось в «Хрустальный дворец».

Стоит согласиться с В.Р. Ароновым [5.2], ссылающимся на современников выставки, что Пэкстон в проектировании шел больше не от внешнего образа, а напротив — изнутри наружу. Были обеспечены свободный проход по зданию десятков тысяч людей (несколько больших входов и выходов), места для отдыха, первые в мире общественные туалеты (платные), буфеты, сувенирные и книжные киоски. Имелось газовое освещение и вентиляция, не пропускавшая влагу снаружи.

Торжественное открытие выставки 1 мая 1851 года также может быть отнесено к протодизайну. Разработанный до мелочей церемониал с участием королевской семьи, поднятием национального флага и пушечным салютом, прохождением аристократии и проектировщиков, строителей, поставщиков, а затем дипломатов и т.д. Широкая реклама, в т.ч. в газетах и журналах, красочно оформленные входные билеты. Почти сразу появились каталоги и планы выставки (на английском, французском и др. языках), путеводители на один, два дня общего содержания и по отраслям, красочные альбомы для детей. Два вида наградных медалей (за новые изобретения и за изделия отменного качества) были изготовлены по результатам международного конкурса, а также подготовлены наградные листы к медалям и дополнительно похвальные листы.

Выставка собрала 13937 участников из 39 стран со всего мира (в т.ч. из России). Экспозиция включала в себя четыре отделения с подотделениями, как это было записано в условиях участия в выставке.

Отделение 1. Сырые материалы и произведения (т.е. что из сырья производится и может быть приспособлено к полезному употреблению и украшению):

1.1 — царство ископаемое;

1.2 — царство растительное;

1.3 — царство животное.

Отделение 2. Машины:

2.1 — машины для непосредственного применения;

2.2 — машины для мануфактурных производств, в т.ч. полные наборы инструментов и механических приборов, принадлежащих к производству какого бы то ни было общеупотребительного предмета (часы, иглы и пр.).

Отделение 3. Фабричные и мануфактурные изделия, которые должны отличаться одними или несколькими из нижеследующих свойств:

~ особенным искусством в отделке, как-то: в набивке, оправлении и т.п.;

~ новым применением известных материалов;

~ употреблением новых материалов;

~ новым сочетанием или совокуплением разных материалов, как, например, в металлических композициях и в гончарных изделиях;

~ изяществом рисунков, форм, цвета или всего вместе в видах большой пользы;

~ дешевизною без потери качества отделки.

Отделение 4. Изделия, модели и произведения пластического искусства (только живых художников и преимущественно предметы декоративно-прикладного свойства).

К слову, Россия была удостоена трех главных медалей и все они за изделия декоративно-прикладного искусства:

~ диадема из опалов, рубинов и бриллиантов придворных петербургских ювелиров;

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого