Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Искусство модернизма и его религиозно-философский смысл

Рассматривается религиозно-философская сущность модернизма в основных формах и направлениях на протяжении XIX - XX вв.

Антихристианская сущность модернизма.

Время господства модернизма, как культурного стиля, охватывает полтора столетия — с середины XIX в. до конца XX в. С момента его возникновения происходил постепенный и затем все более убыстряющийся отход культурного сознания и художественной практики от традиций классической, т. е. античной и христианской культуры. Внешне это выглядело как распад целостного универсума тех норм, ценностей и смыслов, из которых складывалась классическая культура и одновременно как возникновение новых причудливых комбинации из разрозненных остаточных форм. Постклассическое новаторство таких идеологов модернизма, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс, Р. Вагнер и др., отличалось наступательностью и решительно шло на разрыв с заветами прошлого.

С позиций христианского сознания эпоха модернизма (модерна) -последний акт великой исторической мистерии, раскола между Богом и человеком. Этот раскол достиг своего предела, когда человек вообразил, что Бог «мертв», а личное и государственное безбожие стало превращаться в норму. Модерн предстал как эстетика соблазна, оправдывающая бесчисленные повторения одного и того же экзистенциального эксперимента, заставляющего художников, писателей и поэтов воображать, каким мир может быть без Бога и без Христа. Модернистское художественно-эстетическое сознание производит книги, картины, спектакли, в которых растиражированы герои, живущие так, как будто
Иисус Христос никогда не существовал и не было почти двух тысячелетий истории христианской цивилизации. Человек незаметно для себя оказался жертвой собственного разыгравшегося эстетического и метафизического воображения.

Характерным примером модернистской секулярной анормативности может служить концепция атональной музыки Арнольда Шёнберга (1874 - 1951). Австрийский композитор превратил диссонанс в центральный принцип музыкального языка, создал эстетику додекафонии, позволяющую брать за исходную основу любой пьесы произвольно скомбинированную последовательность из любых двенадцати звуков. Атональная музыка, отрицающая структурные принципы внутренней иерархии, общие для мироздания, социума, культуры, не подчиняющаяся нормативным началам тональности, лада, функциональной гармонии, избегающая консонансных аккордов, оказалась способна передавать лишь смутные внутренние ощущения, бессознательные импульсы, хаотичные всплески неуправляемых инстинктивных позывов, сумеречные, нервозные состояния человеческой души, мятущейся в своих темных томлениях, мечущейся в поисках выхода из лабиринта существования. Музыкальный язык Шенберга обнаружил способность передавать обстановку надвигающейся на человека внешней опасности, угрожающей разрушениями, хаосом приближающейся тьмы и гибели.

За полтора столетия своей истории модернизм прошел через три этапа эволюции
- протомодерн, собственно модерн (зрелый модерн) и постмодерн. Каждый из периодов имел протяженность в среднем полвека. В социальном аспекте им соответствовали три исторических этапа: 1) последняя ступень перехода от традиционного общества к индустриальному (протомодерн); 2)развертывание и реализация всех положительных и отрицательных возможностей индустриального общества (зрелый модерн); 3) переход к постиндустриальному, информационному обществу (постмодерн).
-

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого