Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Самобытный элемент скифо-сакской культуры

Самобытный элемент скифо-сакской культуры - «звериный стиль», в котором отражалась «картина мира» номадов: мировоззрение, этические и эстетические идеалы воина-кочевника, божества, олицетворяющие космические силы и природные явления, опосредованные отношения с окружающей природой, восприятие действительности как вечного поединка Добра и Зла. Характерно воплощение в различном материале образов животных: оленей, кошачьих хищников, птиц и других - часто в движении, в состоянии борьбы. Фигуры этих животных как бы охраняли владельцев от беды. Изображение несет не только сакральный (священный) смысл, но имеет и декоративное значение. Семантика «звериного стиля» до сих пор является предметом дискуссий.

Современная теория культуры о периоде средних веков на Востоке, в Великой степи широко пользуется данными тюркологии - самостоятельной области востоковедения, комплексно изучающей языки, историю, литературу и культуру народов, говорящих на тюркских языках. Объектом изучения тюркологии является крупное тюркоязычное этническое объединение, так называемое «тюрк», известное в истории с древнейших времен и впервые зафиксированное в орхоно-енисейских рунических, древнеуйгурских, манихейских и других письменных памятниках. Важнейшее значение в изучении культуры древних тюрков имеют труды Л.Н. Гумилева, прежде всего книга «Древние тюрки». Культурные доминанты тюркологии: мифология и история о происхождении тюрков; тюркская руническая письменность; памятники материальной культуры; происхождение, канон изображения, типология и семантика древнетюркских изваяний (балбалов), кулпытасы, региональные различия. Эти памятники материальной культуры «сообщают нам о том, что некогда это все было живое» (Л.Н.Гумилев).

Актуализируется проблема сохранения культурного наследия Казахстана, в частности, пространства Великого Шелкового пути, занимающего значительное место в Программе ЮНЕСКО «Великий Шелковый путь - путь диалога, взаимоотношения и сближения культур». В связи с этим особый интерес обретают культурные доминанты средневекового Казахстана: ислам как тип культуры, города и археологические культуры, архитектура средневекового Казахстана.

Если касаться истории вопроса, то известно, что одним из древнейших видов передвижного жилища кочевников является юрта. Воплощая эстетический идеал кочевника, юрта не только аккумулировала достижения в области строительного и декоративного искусства, приспособленные к мобильному образу жизни, но и явилась источником многих конструктивных и художественно-образных решений культовой и светской архитектуры Казахстана и Средней Азии.

Анализируются региональные особенности средневековой архитектуры. Уникальным памятником древней Сарыарки является мавзолей Алаша хана (XI-XII вв.). Одним из первых на мавзолей Алаша хана как на выдающееся достижение архитектуры прошлого и памятник истории культуры обратил внимание Чокан Валиханов. Преобладающая часть купольных мавзолеев Западного Казахстана представляет собой небольшие по величине однокамерные сооружения, которые подразделяются на два основных типа: шатровый с конусно-пирамидальными куполами; мавзолеи со шлемовидными куполами (мавзолей Уали на Устюрте). Архитектурные памятники Южного Казахстана отличаются рядом специфических особенностей: монументальностью, богатством декора фасадов и интерьеров. Характерна яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами. Они возводились из долговечных строительных материалов, по архитектурной композиции были портально-купольными. Этому способствовала география культуры: более благоприятные природные, экономические условия, тесные связи с крупными культурными центрами Средней Азии. Наиболее яркий пример - величественный архитектурный комплекс
Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане, впечатляющий синтезом искусств, эпиграфическим декором и цветовой символикой.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого