Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Город как место экономической деятельности

В урбанистической теории экономический анализ играл и продолжает играть ведущую роль. С одной стороны, экономика городов мыслится как основа социальных, политических, культурных и прочих аспектов их развития. С другой стороны, ведутся попытки оценить сами города как «агентов» экономического развития.

Какую экономическую роль играют города? Если отвечать на этот вопрос исторически, то ясно, что в прошлом их роль была беспрецедентной. В масштабной истории мирового капитализма, написанной французским историком Фернаном Броделем (2002, 2007), города органично вплетены в сложную картину случайностей, способствовавших либо препятствовавших движению вперед, проб и ошибок, природных ограничений и человеческой предприимчивости. Говорит ли историк о разделении труда или о складывании рынка, город участвует в этих процессах как один из главных агентов. Говоря в общем, это город сделал разделение труда и рынок всеобщими явлениями. Говоря более конкретно, это в Севилье, Марселе, Генуе, Флоренции, Венеции и Милане сложился в XVI веке «торговый капитализм». Столицы крупной торговли, эти города стали и местом отработки новых форм промышленного производства, таких, как производство хлопковых и шелковых тканей.

Без городов не сложились бы фордистская экономика и промышленность, не оформились и не воплотились бы политически имперские амбиции европейских держав. Поскольку главным предметом интереса урбанистической теории являются современные города, тип которых начал формироваться около двухсот лет назад, она конкретизирует связь города и экономики. Ее интересует, как связаны город и капитализм. Сегодня, когда немалое число бывших социалистических либо колонизованных городов включилось в капиталистическое развитие, вопрос о разнообразии проявлений капитализма в городах и, наоборот, о различных сторонах жизни капиталистического метрополиса, приобретает универсальное звучание.

Капиталистический город сформировался в западных странах около ста пятидесяти лет назад - к середине Х1Х века. Три фактора оказали наибольшее воздействие на его формирование:

развитие промышленности;

ускорение сообщения между регионами за счет паровозов и пароходов, а также изобретение телеграфа, кинематографа и двигателя внутреннего сгорания;

массовое потребление промышленно произведенных продуктов (ставшее возможным за счет механизации производства).

Строительство новых заводов, быстрый прилив рабочей силы в города (население городов удваивалось или утраивалось каждые пятьдесят лет), усиливающееся разделение труда, усложнение физической инфраструктуры городов, складывание банковской системы и многое другое способствовало тому, что с конца Х1Х века города превратились в машины капиталистического накопления. Но еще раньше - в первой половине Х1Х века - противоречия нового общества стали настолько разительными, что вызвали интерес основоположников марксизма. К их трудам сегодня относятся достаточно амбивалентно: признается их вклад в изучение процесса капиталистического накопления, но не забывается, чем для значительной части человечества обернулась попытка воплощения марксистских идей. Тем не менее есть целая группа влиятельных урбанистов, предпринявших неомарксистский (или постмарксисткий) анализ городов. Это такие авторы, как профессор Калифорнийского университета в Беркли социолог Мануэль Кастельс, британский географ Дорин Мэйси, американский географ Дэвид Харви. Критика современного неолиберального капитализма ведется левыми урбанистами, в особенности британскими, с поистине марксистской страстью. В главах данного пособия, посвященных городской повседневности и неклассической городской теории, идет речь и о других, не чуждых марксизму, авторах - от Вальтера Беньямина и других представителей Франкфуртской школы до американского мыслителя Фредерика Джеймисона.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого