Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии










Дизайн




















 <? echo (1); ?>

Метрические и ритмические закономерности. Пропорция как форма проявления ритма

Мы различаем в архитектуре два вида ритмических закономер­ностей (порядков): метрическую, или метр, и собственно ритмиче­скую закономерность — ритм.
Метрический порядок характеризуется повторением в компози­ции одинаковых форм, элементов, частей и повторением равных интервалов между ними. Ритмический порядок характеризуется по­следовательным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.

Палаццо Дожей в Венеции
Примером метрического порядка может служить расположение колонн в архитектурных памятниках античности и классицизма.

Последовательный ритмический порядок наблюдается в постро­ении египетского храма, а именно в системе последовательно изме­няющихся помещений его от входа в глубину.

Понятие о метрическом и ритмическом порядках построения формы в пространстве может быть распространено также на про­стейшие геометрические формы, в строении которых нет признаков ряда.
Метр и ритм в геометрических построениях

Плоскость, цилиндрическую и шаровую поверхности можно рассматривать (каждую из них) как поверхности метрического порядка. Все участки таких поверхностей тождественны друг другу на всем их протяжении, т. е. кривизна поверхности одна и та же.

Днепрогэс
Кривые конических сечений (эллипс, парабола, гипербола) — это ритмические кривые (за исключением окружности, которая при фронтальном положении по отношению к зрителю является метри­ческой кривой). Ритмический порядок в кривых конических сечени­ях выражается в непрерывном изменении кривизны. Характерными ритмическими кривыми являются спирали. Поверхности, образо­ванные ритмическими кривыми, относятся к ритмическим поверх­ностям.

На рисунке приведены примеры метрических форм (наверху) и ритмических (внизу).
 
Вернемся к метрическим и ритмическим порядкам, которые строятся как ряды. Прежде всего эти ряды могут быть разделены на две группы по признаку наличия или отсутствия интервалов между формами, образующими ряды.

Рассмотрим более подробно метрические ряды.

Метрический ряд, в котором повторяется один и тот же эле­мент или форма и один и тот же интервал между элементами или формами, называется простым.
Метрический ряд, который образуется путем сочетания двух и более метрических рядов, называется сложным. На рис. 42 пока­заны варианты сложных метрических рядов.

Условно они все по­казаны как простые метрические ряды одинаковых форм одинако­вой величины (квадраты) с равными интервалами. С более крупными интервалами вводятся акценты (серые и черные), что позволяет образовывать различные варианты сложных метриче­ских рядов.Увеличение сложности метрического ряда не означает обяза­тельного усложнения его восприятия. Ясность восприятия может достигаться четким контрастным противопоставлением одной груп­пы элементов другой, объединением групп и сведением их к не­большому числу.











Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого