Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Городская политика и глобализация

Изменения, привнесенные в городскую политику глобализацией, заключаются в усилении соревнования между городами. На первый план поэтому выходит тот тип городского режима, что выделил еще один ключевой теоретик городских режимов Стюарт Элкин (1987) - предпринимательский. Другие два выделенные им типа - федеральный и плюралистский (см. отличный разбор типологии Элкина в статье В. Г. Ледяева, (2006, 6 - 8)). Возможности установления прочных связей с глобальной экономикой лежат на пути усиления неолиберальной линии политики, и прежде всего - резкого сокращения социальной политики и ускорения приватизации. Национальные и местные особенности охоты за глобальным капиталом могут различаться, значит, будет отличаться и характер влияния глобализации на тот или иной город.

Степень участия российских городов в соревновании за международные и федеральные ресурсы, понятно, отличается, но в любом случае экономическое пространство, в котором они сегодня обитают, сильно изменилось. Когда решается, в каком городе пройдет следующая встреча, скажем, Шанхайской организации сотрудничества, когда менеджмент еще одного автомобильного гиганта прикидывает, где именно в России возвести завод, когда очередной европейский банк затевает открытие здесь своих филиалов, когда ведутся переговоры между агентами совершающей мировой тур поп-звезды и российскими организаторами гастролей - в подобных и множестве других ситуаций такие метафоры, как соревнование городов или поиск ими своей ниши на международном рынке, весьма насущны. Капитал может прийти в этот город, а может прийти и совсем в другой: каждый знает, что уж если что сегодня и отличается безграничной мобильностью, так это именно капитал. Чтобы его взор остановился на этом, а не другом городе, недостаточно усилий только городских властей. Они могут понимать, что без развитой инфраструктуры, налоговых послаблений, проработанного законодательства деньги в город не придут, но понимают и другое: для увеличения собственной привлекательности нужны, как у нас говорят, дополнительные средства, которые городская экономика сгенерировать не может. Помимо изощренного лоббирования наверху, которое можно также понимать как соревнование за выгодное положение в пространственном разделении труда в рамках страны, идет еще пресловутая борьба за потребителя. Зарубежные инвесторы, во- первых, свое правительство с федеральными ресурсами, во-вторых, и, в- третьих, потребители - вот три источника и составных части состоятельной городской экономики, за которые постоянно приходится конкурировать. Значимость символической составляющей мирового капитала проявляется на уровне городов в том, что средства, добытые в сраженьях на всех трех фронтах, нередко направляются на проекты, призванные «поднять престиж». Чей престиж реально поднимают разнообразные высотные здания, фестивали, чемпионаты, конференции политических партий остается для многих большим вопросом. Гигантизм, которым были одержимы управленцы и идеологи советских времен - проклятье времен постсоветских.

Иной глава города сегодня перечисляет строящиеся отели, консульства и представительства западных компаний с теми же интонациями и гордостью, с какой его предшественник (а подчас и он сам) рапортовал о тоннах стали и проката. Но понятийная рамка, в которой его речи циркулируют, существенно поменялась: речь уже не идет о народном хозяйстве великой страны. Речь идет о мировом рынке, в котором город обоснованно надеется занять подходящую нишу. Город - в лице городских властей - поэтому занимается «маркетингом» самого себя как товара, на который стоит потратиться, вложив в него средства (об этом еще идет речь в теме «Глобализация и город»). Рассуждения о городе как компании и бренде сегодня весьма и весьма многочисленны (Ермолаева, 2006):

Каждый город можно сравнить с компанией, которая более или менее успешно продвигает свои услуги потребителям. По мнению бизнесменов, принявших участие в Экономическом совете Новосибирска, город пока не вполне преуспел в разработке и внедрении маркетинговой стратегии. Это приводит к отставанию в сфере девелопмента и привлечения инвестиций.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого