Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Пит Мондриан (Питер Корнелис Мондриаан (1872— 1944))

Пит Мондриан, настоящее имя Питер Корнелис Мондриаан (1872— 1944), известный голландский художник-абстракционист, выработавший собственную доктрину беспредметного искусства чистой пластики в живописи — неопластицизм.

Художественные элементы неопластицизма весьма ограничены. Использовался «принцип прямого угла», игра прямоугольных форм и почти чистых цветов: красного, синего, желтого (зеленый — исключен) с «не- цветами»: белым, серым, черным. Художник преобразовал известное издавна в архитектуре «правило прямого угла», использовавшееся для оптимального пропорционирования фасадов, как он писал, в «мистерию отношений единичного и множества, ... противопоставление вертикальных и горизонтальных линий как мужских и женских». В отличие от наших соотечественников абстракционистов В. Кандинского и К. Малевича, Пит Мондриан был истовым приверженцем теософии (религиозно-мистическое учение), в символике которой он также почерпнул свои концептуальные идеи. Среди главных знаков теософии треугольник олицетворял дух, силу и материю; в то же время это образ объединения противоположностей и высший знак Божества, заключавший в себе Троицу. Мондриан увлекался поиском абсолютной формы, в которой Бог сосредоточил высшие истины Вселенной. Пересекающиеся треугольники, превращающиеся в квадраты — одна из отправных точек его вдохновения. Развернутый на 45° квадрат с горизонтальными и вертикальными линиями рождает композицию с визуально активными треугольниками на пересечении сторон квадрата [7.6].

«Неопластицизм» Мондриана оказал существенное влияние на творческие концепции деятелей Баухауза, затем всего европейского дизайна, а позднее на формирование «интернационального стиля» американских художников, архитекторов и дизайнеров.

Геррит Томас Ритвелд (1883—1964), голландский художник-конструктивист, архитектор, дизайнер мебели, стал одним из главных участников группы «Де Стейл» с 1919 года. «Сине-красное кресло» (1918—1923) в его «геометрическом стиле» и цветах движения «Де Стейл», названное автором «аппаратом для сидения», стало отправной точкой для новой линии формообразования мебели — достижения грубого конструктивного эффекта. Архитектурным манифестом «Де Стейл» называют двухэтажную виллу Шредер в Утрехте (Нидерланды, 1924). Традиционные стены были практически упразднены. Их заменил ряд плоскостей, входящих друг в друга под прямым углом и опирающихся на металлические конструкции. Цветовое решение построено на «открытых цветах»: красном, желтом и синем.

Первое десятилетие XX века ознаменовалось действенным приходом в промышленное производство профессиональных деятелей искусства (архитекторов и художников), началом осмысления целей и задач творческого соединения искусства и техники, поиском путей эстетизации форм предметного мира. С этого момента собственно и начинается история дизайна как феномена проектной культуры XX века.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого