Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

«Красиво или нет то или иное изделие?»

Вопрос «Красиво или нет то или иное изделие?» совсем не прост. Какими аргументами нужно воспользоваться, чтобы ответить на него? Не углубляясь в детали и разъяснения, приведем пока лишь общие понятия, которыми оперируют профессионалы, давая эстетическую оценку объекту экспертизы.

Специалистами Научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) была предложена номенклатура эстетических показателей качества товаров широкого потребления, включающая в себя комплексные (обобщенные) и единичные (более конкретные) показатели, дифференцирующие содержание первых. Перечислим их [1.3]:

1) художественная выразительность: образная выразительность; оригинальность; стилевая определенность; соблюдение требований моды; соответствие окружающей среде;
2)
3) рациональная организация формы: функциональная обусловленность;
4)
5) композиционная целостность: соответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям; гармоничность объемно-пространственной структуры; тектоничность; пластичность; упорядоченность графических и изобразительных элементов; цветофактурное решение (цвет, фактура, орнамент).
6)
С момента зарождения и особенно с началом американского периода (1930-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности. «У директора компании, на которую надвигается армия конкурентов, не так уж много средств обороны. Каждая пуля на счету. Пуля под названием «дизайн» способна поразить сразу несколько целей», — сказано в проспекте выставки «Дизайн США», Москва, 1989 год. Президент Американского общества дизайнеров Купер Вудринг в 1985 году без обиняков заявил: «Я стремлюсь делать вещи, которые нравятся людям и которые они покупают нарасхват» [1.4].

Сами зарубежные дизайнеры здраво оценивают такую ситуацию на рынке товаров и услуг. Французский журнал с юмором дал оригинальную иллюстрацию коммерческой сути дизайна в потребительском обществе. Показывая, в чьих руках находятся рычаги управления рынком, он предупреждает излишне восторженных и активных потребителей: вал так называемого «дизайна» может и раздавить при безоглядном потреблении всего самого-самого модного и рекламируемого [1.5].

В последней трети XX столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая и не имеющие непосредственной связи с проектно-графическими методами (генный дизайн, нон-дизайн и пр.).

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены сутью и методологическими особенностями дизайн-проектирования, отмеченными выше.

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» — определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке.

Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов (по Е.Н. Лазареву) [1.6].

Генетически первичным является ряд определений «декоративного» лорядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство.

Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, это «предвосхищающие» понятия: план, предположение, замысел, намерение.

И, наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.

Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» достаточно полно соответствует обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Отечественные термины, употреблявшиеся с начала 1960-х до 1980-х годов — «художественное конструирование» (официальное государственное) и «художественное проектирование» (в среде художников, искусствоведов и философов), — были более конкретными и одновременно более узкими по значению.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого