Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Введя в научный обиход итальянский язык, гуманисты Возрождения приобщили к своей культуре и художников

Все больший круг вопросов становился предметом обсуждения, и ростки гуманистической культуры распространялись повсюду. В особенности художники интенсивно, наравне с гуманистами, усваивали теоретические интересы эпохи. О. Кривцун пишет о новом качестве самосознания деятелей искусства. Оно чрезвычайно возвышается по сравнению с предшествующей эпохой, когда к художникам привыкли относиться так же, как к плотникам, каменщикам, мастерам стекольного дела. Сами художники порывают с замкнутой цеховой средой, обращаются к широким слоям интеллигенции, усваивают стиль жизни и поведения гуманистов .

Мастерские художников Возрождения становились центрами интеллектуальной жизни. В них заглядывали и ученые, и философы, и аристократы. С этого времени и обучение в мастерских крупных художников окончательно теряет связь с традиционным ремесленным ученичеством. Поскольку творчество эпохи Возрождения, в отличие от коллективного средневекового - индивидуально, то и обучение будущего художника в эту эпоху подразумевает воспитание индивидуальной творческой личности.

Овладение ремесленными навыками теперь рассматривается лишь как обязательная основа дальнейшего художественного образования. О. Назарова отмечает, что акцент в обучении с технологии ремесленного производства переносится на освоение все более отвлеченных вещей; художники активно занимаются науками, изучают анатомию, оптику и геометрию, проблемы перспективы и пропорций человеческого тела. «Если раньше, - пишет О. Назарова, - обучение происходило чисто эмпирически, то теперь в нем практический опыт дополняется научной теорией. Трактаты Гиберти, Альберти, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи имели научно-математический характер и, хотя были не специальными учебными пособиями, а самостоятельными теоретическими трудами, использовались многими художниками как руководство по профессии» .

Итак, как уже отмечалось, в эпоху Возрождения обучение начинающих художников в мастерских выделяется в самостоятельное направление деятельности. Постепенно вырабатывается система обучения, а некоторые мастерские второй половины XV века становятся широко известными учебными центрами - это мастерские Поллайоло и Верроккьо во Флоренции или мастерская Скварчоне в Мантуе.

Планомерная разработка системы художественного обучения и воспитания начинается с конца XVI века, когда обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных заведениях - академиях художеств. Идея создания Академии принадлежала Вазари, который стремился вывести художников из-под жесткого контроля гильдий и закрепить то высокое общественное положение, которого они добились за прошедшее столетие. Покровителем созданной в 1564 году во Флоренции Академии художеств был сам великий герцог Козимо Медичи. Позже, в 1593 году в Риме по инициативе Федерико Дззуккари была учреждена Академия св. Луки. Римская Академия получила поддержку со стороны папы Урбана VIII, знаменитого покровителя художников. Под эгидой папы Академия не только процветала и богатела, но и определяла политику в области искусства, поскольку все общественные заказы оказались теперь под ее контролем.

В уставе Академии св. Луки главной ее целью называется обучение художников. Как пишет К. Хелвиг, это предполагало не только практическое наставление и обучение рисунку и живописи, но также лекции и дискуссии по теории искусства .

Однако наиболее последовательная методика обучения художников была разработана братьями Карраччи. Открытая ими в Болонье в 1585 году Академия явилась прообразом позднейших художественных академий. Фактически Академия братьев Карраччи была весьма далека от того, что принято сейчас понимать под этим словом. Это была всего лишь частная мастерская, где проводилось обучение и совершенствование живописцев по специальной программе. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Но в то время, как предшественники и современники Карраччи обычно ограничивались изданием декларативных программ и обсуждением отвлеченных теоретических вопросов, они первые практически создали художественную школу с разработанной программой обучения .

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого