Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

«Русская старина»


С этого центра началось создание знаменитого историко-этнографического музея «Русская старина» в Смоленске, где была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства (до 8 тыс. предметов). На базе сельской школы были организованы мастерские: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Столярной мастерской руководил Сергей Васильевич Малютин (1859—1937), художник, искренне увлеченный русской сказкой и стариной (его рекомендовал М.А. Врубель). Он также оформлял интерьеры различных построек в усадьбе, был автором сказочного домика «Теремок», декораций в театре, основным автором здания музея в Смоленске.

Дело было поставлено капитально, в деятельность художественных мастерских, которые начали работать с 1900 года (до этого были небольшие кустарные мастерские при сельскохозяйственной школе), были вовлечены около

2 тыс. крестьян окрестных деревень. Делались не только копии кустарных ремесел, но, в основном, оригинальные изделия, созданные художниками по мотивам древнерусского искусства. Материалы богатейшей коллекции, собранной Тенишевой, служили лишь импульсом для создания произведений, часто рассчитанных более на самовыражение художника, чем на реальное использование в быту. На Всемирной выставке в Париже 1900 года М.К. Тенишева была удостоена -Золотой медали.

В эти же годы М.К. Тенишева сблизилась с объединением «Мир искусства», его вдохновителями — меценатом С.П. Дягилевым и художником, историком искусства А.Н. Бенуа. Не разделяя полностью их взглядов, она сначала с

С.И. Мамонтовым, а с 1899 года одна финансировала издание журнала «Мир искусства» (1899—1904).

Роль деятельности центров в Абрамцево и Талашкино в культурно-художественной жизни России рубежа XIX—XX веков весьма велика, но следует помнить и об ее негативных уроках. Центры пытались возродить народные художественные промыслы, ориентируясь на массовое потребление широкими слоями общества. Но, как отмечает искусствовед, историк искусства С.О. Хан-Магомедов, практика показала, что это был как экономический, так и социокультурный просчет. Экономический потому, что фабричные изделия были дешевле и рациональнее, а социокультурный потому, что для широкого потребителя (особенно для жителей городских предместий) фабричные изделия были, в принципе, престижнее, выше по социальному статусу — как элемент городской, а не сельской культуры. Им и отдавалось предпочтение перед кустарными [8.1]. Продукция мастерских по спросу, как и в Англии у У. Морриса, оказалась элитарной, а не массовой.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого