Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Баухауз — художественно-промышленная школа нового типа

В годы перед Первой мировой войной А. ван де Велде, бельгиец по национальности, был вынужден из-за нападок шовинистических (крайне националистических) кругов покинуть пост руководителя созданного им в Веймаре Художественно-промышленного училища. Среди возможных кандидатур своих приемников он назвал В. Гропиуса.

Вальтер Адольф Георг Гропиус (1883—1969), архитектор, дизайнер, один из ведущих деятелей проектной культуры и педагог. В 1907—1910 годах работал в ателье П. Беренса, участвовал в проектировании зданий и промышленных изделий для концерна АЭГ. В 1911 году вступил в Веркбунд. Известность ему принесло строительство совместно с А. Майером здания фабрики «Фагусверк» в Алфельде-на-Лайне (1911 — 1914). В годы Первой мировой войны, находясь уже на Западном фронте, Гропиус работал над программой преобразования школы с присоединением к ней Веймарского Училища изобразительных искусств. Предлагал новой школе выполнять также функции консультативного центра для промышленности и ремесла региона. Программа содержала кардинальную идею, воплощенную позднее в Баухаузе. Школа должна была стать подлинным содружеством учащих и учащихся, подобным средневековым сообществам строителей храмов — мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража и т.п. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетия и более, труд над объектом, специфическим свойством которого был высокий духовный смысл. Это накладывало особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались «Баухютте» («Хижина строительства») [9.4].

В апреле 1919 года В. Гропиус назначается руководителем Государственного Баухауза («Дома строительства» — теперь дом, а не хижина) — художественнопромышленной школы нового типа, созданной, как и планировалось, на базе слияния двух веймарских училищ — художественно-промышленного и изобразительных искусств. В основе программы преподавания, разработанной Гропиусом, лежала идея «формообразования как единства материальной и духовной, технической, эстетической и художественной деятельности, как неотъемлемой части жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе» [9.6]. В Баухаузе была сделана попытка снова соединить разошедшиеся искусство, технику, науку в форме «строительной гильдии», как это было в средневековье, но на новой основе. Девизом Баухауза стала фраза: «Искусству учить нельзя, но ремеслу — можно».

Программа школы предусматривала:

~ пропедевтический вводный курс длительностью шесть месяцев;

~ три года учебы на одном из семи отделений: 1) каменная скульптура, 2) работа по дереву, 3) работа по металлу, 4) керамика, 5) живопись на стекле, 6) настенная живопись, 7) рисунок на ткани;

~ курс различной длительности развития таланта для особо одаренных студентов (в нынешнем понимании — аспирантов).

Пропедевтический курс давал студентам основы знаний о материалах и приемах работы с ними, о форме и цвете.

Вначале этот курс вел швейцарский художник И. Иттен, которого с 1923 года заменил Л. Мохой-Надь.

Обучение на каждом из отделений академического (3-х годичного) курса состояло из двух частей: техническо-ремесленной и художественной подготовки. Оно осуществлялось под руководством двух человек — мастера-ремесленника и художника.

Техническая подготовка включала в себя практическую работу в мастерских, подкрепленную знаниями инструментария, станков и технологии обработки материалов, а также приобретение опыта по расчету стоимости изделия, бухгалтерскому учету, правовым аспектам выполнения заказов. Ремесленная подготовка, несмотря на то, что все процессы выполнялись вручную одним человеком, должна была дать студенту целостное представление о промышленном производстве с его четким разделением труда.

Художественная подготовка должна была научить студентов языку пластических форм, основанному на объективных законах формо- и цветообразования. В течение курса творческого экспериментирования студент изучал и применял на практике законы гармонии, ритма, пропорций, симметрии, масштаба, выразительности цвета и его восприятия.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого