Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Образовательное пространство произведения изобразительного искусства

Общение с предметом искусства разделяется на три фазы - предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную. Восприятие следует рассматривать как основное познавательно-психологическое образование коммуникативной фазы, когда художественное произведение становится предметом непосредственного воздействия на зрителя и его восприятие.

Определение образовательных возможностей произведения искусства требует уточнения понятия «образование». Образование обычно понимается как процесс овладения знанием, что предполагает не только узнавание и запоминание нового, но и умение это новое применить.

Образовательное пространство, таким образом, может быть опре-делено, исходя из его необходимых составляющих. Таковыми являются:

• система объектных эталонов, выступающая в качестве «нового», должного быть освоенным;
• схемы действия с этими эталонами, позволяющие знанию не быть «мертвым грузом», а быть успешно применяемым в жизненном пространстве;
• область экстраполяции, то есть четко обозначенная сфера возможного применения освоенных эталонов.

Какое же отношение к образованию может иметь произведение искусства? Поскольку художественное произведение является репрезентантом идеального отношения, оно представляет собой художественный эталон, содержащий в себе схему действия по его освоению и предлагающий определенною область экстраполяции. Таким образом, уже в первом приближении видно, что произведение содержит в себе все необходимые составляющие образовательного пространства, а значит, может быть использовано в образовательных целях.

Однако в большинстве случаев, образовательное пространство связывается лишь с иллюстративной возможностью произведения вещи, то есть с возможностью представлять те или иные аспекты жизни его автора, исторической ситуации времени его создания и так далее. В этом случае произведение используется именно как набор «мертвых» знаний, которые непонятно зачем нужны в современном мире, тем более, если само произведение было создано несколько веков назад. Получается, что чаще всего в образовательных целях художественное произведение используется как наглядность, то есть в качестве вещи, тогда как максимума своего развития оно достигает, только становясь художественным образом, - во время и в результате общения со зрителем.

Образование реализуется в диалоге двух субъектов - зрителя и произведения. Эти субъекты очень разнородны. Поэтому часто необходим третий, роль которого состоит в том, чтобы помочь (обеспечить) общение, встречу столь разнородных субъектов.

Обсудим условия, необходимые для того, чтобы встреча человека (зрителя) и произведения произошла.

Условия по отношению к зрителю:
- наличие визуального мышления,
- вкус - опыт смотрения и отношения, чувство гармонии, опыт эстетического,
- опыт игры, включения в искусственные миры и действия по их правилам, готовность и открытость встрече, игре.

Заметим, что общение с произведениями не только востребует, но и воспитывает эти качества.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого