Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Чарлз Ренни Макинтош (1868—1928)

Чарлз Ренни Макинтош (1868—1928), шотландский архитектор, художник и дизайнер, лидер «Школы Глазго», один из родоначальников «Стиля 1900» («арнуво») в Великобритании и Европе.

В 1885—1889 годах — студент вечернего отделения Школы искусств Глазго, где поощрялись новаторские тенденции в шотландском искусстве конца XIX века: на смену эклектике приходил модерн, программа которого во многом была основана на идеях У. Морриса. Ч.Р. Макинтош и его друзья («Четверка Глазго») черпали вдохновение также в истоках кельтской культуры, волшебных образах легенд и сказаний.

Сенсацию произвела экспозиция Макинтоша и его супруги Маргарет на международной выставке Венского Сецессиона в 1901 году. Радикальные белые стены интерьера, минимальный набор мебели (два прямых стула со спинками в человеческий рост) на белом ковре, два живописных панно на темы языческих празднеств.

Основные произведения: здание Школы искусств (1897—1899 и 1907—1909), дом шотландского издателя В. Блэки Хилл-хаус — «Дом на холме» (1903), чайные салоны в Глазго, названные шотландским Токио, в т.ч. «Ивовый салон» (у кельтов ива — мистическое дерево) (1903, 1917) и др. Спроектированные им стулья и светильники, камины и часы намного опередили свое время. Стул с высокой спинкой для спальни выступал не только и не столько в роли сиденья, сколько в роли «камердинера» — на него клали головной убор или запонки. Высокие спинки стульев и кресел служат своего рода ширмой, разделяющей помещение на функциональные зоны, утверждают порядок, не допускают анархической перестановки мебели.

В начале XX века Г. Мутезиус дал провидческую оценку: «В каком бы то ни было списке творческих гениев современной архитектуры имя Ч.Р. Макинтоша должно стоять среди первых». «Строительство в его руках становится абстрактным искусством — как музыкальным, так и математическим», — добавил британский искусствовед Н. Певзнер.

Дизайн Макинтоша — одна из вершин европейского модерна, в котором он шел своим путем, открывая путь другим («прямоугольный модерн»).

На стыке веков зарождается теория функционализма как практический принцип строительства, а позднее и дизайна (форма должна следовать функции). Одним из основных «переходных звеньев», соединявших функционализм с искусством, точнее, с одной из тенденций европейской живописи и скульптуры начала XX столетия, стала простота, ясность, геометричность форм, чистота цвета. В западно-европейском искусстве таким звеном была деятельность группы художников и архитекторов, сформировавшейся вокруг журнала «Де Стейл» («Стиль»), основанного в голландском Лейдене выдающимся художником и архитектором Тео ван Дусбургом (1883—1931) в 1917 году. Лидером-теоретиком группы был Пит Мондриан, а одним из главных участников группы, создателем мебели, интерьеров и пр. был Геррит Ритвелд.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого