Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Еще одним центром формирования неорусского стиля

Еще одним центром формирования неорусского стиля стало имение Талашкино Смоленской губернии, принадлежавшее княгине М. Тенишевой, где были организованы мастерские, подобные абрамцевским. Кроме резьбы и керамики здесь занимались росписью по дереву, чеканкой по металлу и вышивкой. В Талашкино работали В. Поленов, С. Малютин, В. Васнецов, М. Врубель, К. Коровин, А. Головин, Н. Рерих. «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел, - вспоминала М. Тенишева. - Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало» .

И С. Мамонтов, и княгиня Тенишева дали деньги на издание журнала «Мир искусства», однако сотрудничество оказалось недолгим по причине полярно противоположных эстетических взглядов мирискусников и меценатов. Здесь мы наблюдаем частое в эпоху модерна столкновение двух тенденций: явную ориентированность Мамонтова и Тенишевой на возрождение «национальных корней» русского искусства и очевидные западноевропейские пристрастия петербургских декадентов. Известно, например, что С. Дягилев и А. Бенуа опасались, как бы Мамонтову не пришло в голову сделать из их журнала издание, ориентированное на кустарных мастеров. Их задачей, напротив, было обратить внимание публики «на все свежее, яркое и талантливое, что есть в современном русском и зарубежном искусстве, в равной степени свободное и от дидактического пафоса передвижников, и от рутины академизма». Речь, конечно же, шла о все том же модерне, но в «символическом» его варианте.

Это направление, в отличие от неоромантического, тяготело к космополитизму, созданию наднационального стиля. При этом в формах ар нуво в архитектуре и прикладном искусстве проявлялись черты элитарности и декаданса, а в приверженности к утонченным и изощренным формам, к иррациональным тенденциям в декоре и орнаменте сказывалось влияние эстетики символизма .

Члены «Мира искусства» не меньше художников неорусского направления были увлечены идеей о жизнестроительной миссии искусства, о внесении красоты не только в творчество, но и в обыденную жизнь. И. Грабарь называл это «расширением круга художественных радостей»: «Мы рады художеству во всех его проявлениях, оно - желанный гость не только на выставках, но и всюду вокруг нас - на улице, дома, в архитектуре, в одежде, в книге, в театре», - писал он .

Кстати, именно Грабарю пришла в голову мысль организовать постоянно действующую выставку картин, мебели и предметов декоративного искусства в «новом стиле», выполненных по эскизам известных художников. Предполагалось, что выставленные экспонаты будут раскупаться, а художники - получать заказы на оформление интерьеров и изготовление отдельных предметов. Эта выставка, получившая название «Современное искусство», была открыта в Петербурге в январе 1903 г. В ней приняли участие Головин, Коровин, Бенуа, Бакст и Лансере.

Выставка вызвала необычайный интерес как у художественных критиков, так и у широкой публики, однако вскоре была закрыта по причине полной несостоятельности с точки зрения окупаемости. Не было получено ни одного заказа: как оказалось, среди потенциальных заказчиков было мало людей, готовых тратить огромные суммы на художественные интерьеры. Но причины неудачи «Современного искусства» были глубже, чем плохой коммерческий расчет.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого