Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Типология знаковых функций вещи, основанная на самооценке потребителя

Форма деятельности (по М. Ф. Моргуну)

Сфера

деятельности, породившая ценностный фильтр

Самооценка человека (условные имена)

Роль вешц — ее знаковая функция (условные определения)

Материальная

(модельная)

Сфера созидания материальных благ

Созидатель

Инструмент (вещь, демонстрирующая свою полезность в практической деятельности, в совершенствовании окружения)

Перцептивная

(чувственная)

Сфера организации коммуникаций (в том числе в области художественной культуры)

Соучастник

Тавро (вещь, использующаяся как знак сопричастности одному делу, одной идее или одному сообществу, корпорации)

Речевая

Сфера организации общественного устройства (в том числе деятельность политиков, менеджеров и пр.)

Соперник

Визитная карточка

(вещь, использующаяся для демонстрации статуса своего владельца)

Умственная

Сфера интеллектуально-духовного созидания

Созерцатель

Талисман (вещь, выражающая культурные смыслы, хранящая воспоминания, «приносящая удачу», обеспечивающая душевный комфорт своего владельца)

У нас выявились четыре различные роли вещи (Вещи как таковой), которые она может играть для своего владельца, идентифицирующего себя в обществе соответствующим образом. Тем самым мы получили четыре типа знаковых функций этой вещи. Причем и первая ее роль, названная «инструментом», в этом случае действительно не совпадает с ее прямым назначением, а говорит лишь о том, что в восприятии адресата выражение в ее образе смысла инструментальной полезности является наиболее ценным. Итак, Вещь, обладая различными знаковыми функциями, адаптирует человека к его социально-культурной среде. В разных срезах его бытия и в соответствии с разными представлениями человека о том, что для него ценно, это происходит путем акцентирования в Вещи ее разных выразительных сторон:

в сфере практической, преобразовательной деятельности — это вещь-«инст- румент»;

в сфере эмоционально окрашенных человеческих коммуникаций — это вещь- «тавро»;

в сфере субординационно-карьерных отношений — это вещь-«визитная карточка»;

в сфере интеллектуально-духовного бытия — это вещь-«талисман».

Своим присутствием Вещь достраивает образ владельца до завершенности и служит проводником значений его внутреннего «Я» — такой, демонстративный, образ человека и принято называть имиджем.

Почему так прижилось в русском языке это англизированное французское слово, хотя оно является прямой «калькой» родного слова «образ»? Да потому что со словом «образ» у нас связано весьма обширное поле значений, среди них есть такие понятия, как «художественный образ», «образ мыслей», «прекрасный, незабываемый образ» и пр. Слово же «имидж», попав в русский язык, из всего этого богатого спектра смыслов выделило лишь один узкий сектор, а именно — принципиально конформный, можно даже сказать корыстный, проектный образ. Такой образ вписывает вещь (или же человека с «его» вещами) в потребительскую культуру.

Культура потребления так же не исчерпывает всей культуры, как и понятие «имидж» — всей полноты понятия «образ».

Так что это иноязычное слово привилось у нас как более конкретное для обозначения может и не нового, но по-новому осмысленного явления общественной жизни. Появление его связано с избыточным производством вещей, с необходимостью более тонкого различения их в многообразных ситуациях использования, с развитием цивилизации, то есть усложнением «технологии жизни».

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого