Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В XX ВЕКЕ.

ВЕРКБУНД, П. БЕРЕНС В АЭГ, БАУХАУЗ

Творческая практика, организационные структуры и теоретические концепции, характерные для дизайна как профессиональной проектной деятельности, сложились в Германии в первые десятилетия XX века. В конспективном изложении это выглядит следующим образом.

В начале XX века набирающие силу молодые немецкие монополии стремятся на мировой рынок. Однако уровень их продукции настолько низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма требует простановки на товарах знака «Сделано в Германии», обоснованно считая, что уже это оттолкнет консервативных английских покупателей от продукции страны-конку- рента. Тогда немецкие промышленники намечают ряд экстренных мер и создают совместно с видными деятелями искусств (Г. Мутезиус, П. Беренс, А. ван де Велде и др.) 7 октября 1907 года Германский художественно-промышленный союз (Германский Веркбунд). Устав объединения гласил: «Целью Союза является повышение качества промышленной продукции путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла, а также пропаганда и всестороннее изучение этих проблем». Особое внимание должно быть обращено, как говорили, на внешнюю привлекательность продукции (форму, материалы, отделку) и комфортность (удобство и безопасность в эксплуатации), борьбу с украшательством и орнаментацией. Благодаря вхождению в Веркбунд ряда ведущих промышленников, эта организация стала весьма влиятельной. Она сумела обеспечить внимательный контроль за художественным качеством продукции, помогла привлечению в промышленность одаренных художников, устраивала многочисленные выставки и конкурсы, вела активную пропаганду достижений немецкой индустрии в самых широких кругах, осуществляла большую издательскую деятельность, организовывала специальные курсы для предпринимателей, лекции для продавцов, уделяла особое внимание подготовке кадров художников для промышленности.

В том же октябре 1907 года Петер Беренс приглашается в крупнейший электротехнический концерн АЭГ на пост художественного директора. Беренсом был разработан и впервые внедрен фирменный стиль концерна, охватывающий изделия, рекламу и, частично, производственную среду.

Реализуя общую программу Веркбунда в части подготовки кадров для промышленности, В. Гропиус в 1919 году основывает в Веймаре Баухауз (разрыв во времени обусловлен Первой мировой войной). Это было учебное заведение нового типа — экспериментальная школа обучения ремеслу и искусству и одновременно научная лаборатория — основоположница формообразования в дизайне.

Годичная конференция Веркбунда 1923 года была собрана в Веймаре. Художники, архитекторы и деловые люди со всей Германии и из других стран в рамках культурной программы конференции под названием «Искусство и техника — новое единство» прослушали лекции В. Гропиуса, В. Кандинского и др., познакомились с выставкой работ Баухауза, увидели балетные постановки его учащихся под руководством О. Шлеммера.

Такова канва событий — канва принципиально верная, но одновременно слишком обобщенная, без анализа многоплановости и освещения сути происходивших процессов. Рассмотрим важные моменты подробнее.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого