Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

ВВЕДЕНИЕ

Отечественный дизайн с конца XX века ко всем своим достоинствам (и недостаткам) художественно-культурного и социально-экономического характера добавил статус модной профессии. Молодежь, а также люди с жизненным опытом, желают «учиться дизайну, заниматься дизайном, работать в дизайне». Подготовку по различным видам дизайна в наши дни ведут не только художественно-промышленные и архитектурные школы-корифеи. К ним присоединились факультеты и кафедры ряда технико-технологических вузов, а также вновь созданные институты. Многие из них столкнутся с трудностями организации полноценного учебного процесса, основой которого является формирование полноценного профессорско-преподавательского коллектива.

В этих условиях, а также в связи с новым Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, уточнившим наименование и содержание дисциплин курса, обострилась проблема научно-методического обеспечения учебного процесса, в т.ч. качественно подготовленными учебными пособиями.

Первая книга учебного пособия «История дизайна, науки и техники» охватывает период развития материальной культуры с доиндустриального общества до середины XX века. Ретроспектива технического развития общества, научных открытий и изобретений рассматривается с дизайнерско-искусствоведческих позиций в историческом аспекте. Прослеживается взаимосвязь этих открытий с процессами воспроизводства материальной окружающей среды и с явлениями художественно-прикладной деятельности, их влияние на формообразование предметного мира. Последовательно освещается зарождение индустриального дизайна в первый период промышленной эпохи, его становление в первые десятилетия XX века и развитие в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. При этом анализируется широкая гамма фактов и событий из областей индустриального, графического и архитектурно-средового дизайна.

Изучение проектной практики прошлых поколений представляется одним из весьма эффективных методов овладения профессиональным мастерством дизай- нера-проектировщика.

Анализ разработок, выполненных десятки, а то и сотни лет назад — ретропроектов — обеспечивает более глубокое проникновение в теорию и методологию дизайнерского творчества. Ретропроекты начинают исполнять роль артефактов в методологии дизайн-проектирования. Остановимся только на двух характерных примерах, разделенных между собой тремя веками.

Во второй половине XVII века англичанин Р. Гук изготовил оптический микроскоп, при проектировании которого проявились все моменты, характерные для современного дизайнерского творчества. Исходя из поставленной цели по созданию инструмента для высокоточных научных исследований, он разработал новую структуру и компоновку функциональных элементов. Оригинальная конструкция получила воплощение в удобной для работы форме, в которой, в свою очередь, были учтены представления того времени об эстетическом совершенстве. Выбор материалов, технологий их обработки не только обеспечил достижение этих качеств, но и был оптимальным в экономическом плане. Особенно наглядно все эти моменты проявляются в сравнении с приборами, созданными другим «отцом» микроскопии — голландцем А. Левенгуком в те же годы, о чем рассказано в Лекции 4.

Пятьдесят лет назад, в середине XX века, наш соотечественник Ю.А. Долматовский, много сделавший в советском автодизайне, не просто рисовал футуристические формы автомобилей, как это делал американец Бел Геддес. Он выдвигал концептуальные идеи, облеченные в схемы и рисунки, с подробным обоснованием комплексного решения функциональных, компоновочно-структурных и эстетических проблем. В частности, его проекты легковых автомобилей так называемой вагонной компоновки, воплощенные в макетах, образцах (к сожалению, не всегда дошедших до серийного производства), стали концепт-карами, опередившими свое время и повлиявшими на дизайн автомобилей не только в России, но и за рубежом. Первая изданная в стране книга-пособие по дизайн- проектированию «Краткая методика художественного конструирования» (1966) написана при самом активном участии Долматовского и во многом основана на его методологии автомобильного дизайна (см. Лекцию 16).

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого