Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Гёте был для Бойто не только примером многогранного таланта

Гёте был для Бойто не только примером многогранного таланта, но и одним из главных оппонентов в творческом диалоге разных поколений и национальных традиций. Либретто оперы «Мефистофель» выходило за рамки простого перевода шедевра Гёте на итальянский, оно демонстрировало один из ярчайших примеров литературно-музыкальной «фаустианы», феномена, ставшего тенденцией европейской литературы XIX - XX веков. Сюжетная линия «Мефистофеля» в гораздо большей степени ориентирована на гётевскую версию легенды, чем другие произведения европейской «фаустианы». В то же время, в опере есть процесс сотворчества, диалога-спора, проявляющегося более в подтексте, нежели на уровне фабулы. В этом синтезе верности гетевскому оригиналу и свободы интерпретации кроется жанровый и идейный потенциал произведения Бойто. Но чтобы исследовать генезис, особенности функционирования и музыкально-поэтические результаты данного синтеза, необходимо осветить события, предшествовавшие и сопутствовавшие созданию «Мефистофеля».

Арриго Бойто родился в Падуе в 1842 году в семье итальянского художника и польской графини. После обучения в миланской консерватории у А. Маццукато Бойто путешествовал по Германии и Франции. Вернувшись в Италию, он развернул деятельность сразу в нескольких направлениях: сочинение музыкальных и литературных произведений, написание и перевод либретто, сотрудничество с итальянскими журналами в качестве музыкального критика. Как композитору, перу Бойто принадлежат кроме опер «Мефистофель» и «Нерон» (завершена А. Змарельей и Ф. Томмазини; в редакции Тосканини опера была поставлена в 1924 г. в Милане), кантаты «4 июня», «Геро и Леандр», произведение «Сестры Италии». Как переводчик, он проявил себя в прекрасном переложении на итальянский либретто опер Вагнера «Риенци», «Тристан и Изольда», а также оперы Глинки «Руслан и Людмила». Как либреттист, Бойто стал наиболее известен благодаря сотрудничеству с Джузеппе Верди, для которого написал текст «Отелло» и «Фальстафа». Для композиторов Понкьелли и Фаччо Бойто создал либретто «Джоконды» и «Гамлета».

Неизменным фоном и идеологической основой творчества Бойто на музыкальном поприще была его литературная деятельность: наряду с Эмилио Прагой и Уго Таркетти, он стал одним ярчайших представителей миланской литературной группы «Скапильятура». Арриго, с детства развивавший свой поэтический дар, обнародовал лучшие результаты своего творчества в «Книге стихов», вышедшей в 1877 году, до этого он написал поэму «Король Медведь» (1864), при создании которой пошел на литературный эксперимент, свойственный гётевскому «Фаусту»: как и эта стихотворная трагедия, поэма «Король Медведь» отличается разнообразием поэтических размеров. Писал Бойто и прозу: одними из лучших его произведений этого жанра являются новеллы «Черный лес» (1867), «Иберия» (1868), «Трапеция» (1874).

Многие литературные и музыкальные произведения Бойто предпочитал создавать под псевдонимом Тобиа Горрио (Tobia Gorrio), являющимся литературной анаграммой имени композитора (Arrigo Boito). Но и это имя было частично вымышленным: на самом деле поэта звали Энрико, а ведь именно так звучит на итальянском имя Фауста - Генрих. Магия имен стала, несомненно, одним из мотивов приведших Бойто к созданию «Мефистофеля», но не обошлось здесь и без «северного влияния», которое было свойственно миланской группе «Скапильятура».

В произведениях главных идеологов «Скапильятуры» Эмилио Праги и Иджинио Уго Таркетти, стоявших у истоков этого направления, можно обнаружить реминисценции из Гёте и Гофмана, тяготение к идеям немецких романтиков. В то же время необходимо отметить, что в Северной Италии второй половины XIX «Скапильятура» являлась наиболее передовым литературным течением, предвосхитившим эстетику символизма и экспериментальную позицию итальянских футуристов по отношению к литературной традиции прошлого.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого