Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Карла Вильгельм Драйс


Практически в одни годы с паровозом, мощным и массивным общественным транспортом, привязанным к железнодорожным путям, появляется индивидуальное мобильное средство передвижения — велосипед. По-настоящему об его изобретении можно говорить, начиная с конструкции главного баденского лесничего барона фон Зауэрбронна Карла Вильгельма Драйса. Он изготовил сидячий самокат, приводимый в движение отталкиванием ног от земли. Машина состояла из двух деревянных тележных колес (сначала их было четыре) единого диаметра, скрепленных одно за другим деревянной же перекладиной, на которую садился ездок. Имелось устройство управления по типу тележного дышла. Из, в общем то, давно известных узлов и элементов было создано, скомпоновано «нечто» с новой морфологией, с новым, употребляя современные термины, потребительским качеством. Это было фактически бес- прототипное проектирование [6.1].

Говорят, что еще в 1813 году царь Александр I после отступления Наполеона из герцогства Баден-Вюртемберг познакомился там с изобретением и заметил в присутствии барона, что это весьма остроумно. Тот попросил великого герцога выдать ему привилегию на производство и продажу самоката. Приглашенные в качестве экспертов кавалерийские полковники фон Тулла и Вайнбреннер только посмеялись над «совершенно бесполезным изобретением». Зачем работать ногами, когда можно скакать на лошади.

История изобретений машин, их признания, доведения до массового использования связана с самыми разнообразными процессами и явлениями в окружающем мире. 10 апреля 1815 года на острове Сумбава (нынешняя Индонезия) взорвался вулкан Тамбора. Чудовищный взрыв мощностью в 1 млн 740 тыс. раз больше взрыва атомной бомбы в Хиросиме, вызвал стихийные бедствия не только в ближнем регионе. Летом 1816 года пыльное облако, отражающее солнечный свет обратно в Космос, достигло Западной Европы. Похолодало так, что при запертых окнах и дверях топили камины и печи. Был неурожай; голодной зимой 1816—1817 годов в Германии съели большинство лошадей [6.2]. В этих условиях резко возрос интерес к изобретению Драйса. Тем более, что он в июне 1817 года убедительно выиграл состязание с почтовым дилижансом на дистанции в десятки километров. Имя Драйса (Дреза) осталось в немецком и французском языках как название самоката — дрезина (дрейзовская машина).

В Англии самокаты механика Кнейта стали символом лондонских денди. Изготавливались они часто в виде лошадок с мордами и хвостами, называли их «денди-кони», «хобби-кони».

Изобретение педального привода датируется 1853 годом, когда немецкий механик Филипп Мориц Фишер установил шатуны с педалями на переднем колесе.

Сведения о первом изобретателе педального привода (шатуны с педалями на переднем колесе) несколько разнятся. Упоминаются имена шотландца Гевина Дальзеля, немца Филиппа Фишера, французов мастера Мишо и его работника Пьера Лялемана. Последние назвали свою машину велосипедом (франц. vélocipède от лат. velox — быстрый и pes — нога). Велосипеды Мишо с тормозами были поставлены на конвейер и продавались по 500 франков за штуку. Они были восторженно приняты на Всемирной парижской выставке 1865 года.

С передним педальным приводом изготавливались и «пауки» — трехколесные велосипеды, переднее колесо которых достигало почти двух метров в диаметре. Взбирались на велосипед по лестнице.

1869 год — учитель гимнастики в Штутгарте Трефоз сделал переднее колесо рулевым, а заднее — ходовым, поместив шатуны между ними.

1885 год — изобретение модели низкого велосипеда «Ровер Сейфти» (США) с двумя колесами одного диаметра.

Много рационального в конструкцию велосипеда внес датчанин Михаэль Педерсен, переехавший в 1893 году в английский город Дарсли, где он открыл свою фабрику. Педерсен спроектировал и запатентовал конструкцию женского велосипеда (1899) и армейского складного (1900), а также механизм переключения передач (1903).

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого