Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

К предистории дизайн-образования: эволюция форм и содержания художественного образования от эпохи возрождения до нового времени

В XVI в. художественное проектирование выделяется в самостоятельный вид деятельности. Начиная с XVII в. оно стало особенно востребовано в художественных мануфактурах, где производственный процесс разделяется на стадию замысла и стадию исполнения. Между тем, как показано в статье, никаких навыков проектирования в рамках академической системы образования художники того времени не получали.

В своем исследовании, посвященном проблеме исторических этапов формирования дизайнерского проектирования, К.С.Ившин и С.А. Володских показывают, что в эпоху Возрождения сформировался творческий процесс, который стал прообразом современного процесса художественно-технического проектирования. В это время были предприняты первые попытки научного обоснования процесса формообразования изделий. Ренессансное мировоззрение привело к образованию первоначальных смысловых понятий термина «design» и к появлению личностей, обладающих многими «мастерствами», которые входят в арсенал и современного дизайнера .

Органическая связь технического творчества с художественным была, по мнению Э. Цыганковой, характерным признаком эпохи Возрождения и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники .

Однако было бы ошибкой преувеличивать влияние техники на художественную культуру Возрождения - в целом оно было не столь уж значительным. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. Как это ни парадоксально, но именно в эпоху Возрождения, с ее идеалом универсальной творческой личности, происходит окончательное разделение единого латинского понятия «ars» на ремесло и искусство и «artifex» - на художника и ремесленника.

Особый интерес для нас представляют формы работы и методы обучения художников, сложившиеся в ренессансных боттегах - мастерских скульпторов и живописцев. Специфика деятельности ренессансных художественных мастерских весьма обстоятельно рассмотрена В.П. Головиным . Метаморфозы боттеги эпохи Возрождения автор объясняет эволюцией соотношений «мастер - мастерская» и изменением социального статуса и самосознания художника.

В.П. Головин рассматривает боттегу живописца середины XV в. Нерри ди Биччи . Этот художник с подмастерьями и учениками, помимо изготовления картин, расписывал вывески для лавок, флаги, подарочные тарелки ко дню конфирмации и рождеству, скульптуру, делал интарсии, геральдические девизы, рисунки для ковров. В XV в. выполнение подобных заказов не рассматривалось еще как нечто неприемлемое для репутации художника. Даже крупные мастера не отказывались от такой работы. До конца кватроченто хозяева художественных мастерских оставались в представлении общества высококвалифицированными ремесленниками, да и сами чувствовали себя таковыми. По образованию и происхождению большинство живописцев и скульпторов мало чем отличались от представителей других профессий, других цехов.

В течение XV в. меняется общественное положение итальянских художников. Живопись из числа «механических» искусств постепенно переходит в разряд «свободных». Не без влияния гуманистов широкий круг заказчиков начинает ценить не ремесленную добротность вещей, но мастерство замысла и исполнения. Растет разница цен произведений ведущих и второстепенных мастеров, увеличиваются доходы знаменитых художников. В XVI в. чрезвычайно высоко начинает цениться художественный замысел, то, что позже будет названо «внутренним рисунком» (disegno interno) и отделится от исполнения. В контрактах позднего Возрождения можно встретить специально оговоренную оплату именно за замысел произведения. Таким образом, между замыслом и исполнением в искусстве возникает разрыв.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого