Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Значимость исследовательской оптики

Сочетание дистанцированности и привязанности к городу отличает и тексты самого Зиммеля. Берлин рос, превращаясь в одну из крупнейших европейских столиц, что совпало с собственным развитием Зиммеля. В то же время тексты мыслителя выразительно свидетельствуют о том, что простой погруженности в пестроту и насыщенность жизни метрополиса недостаточно, что нужен специфически настроенный взгляд на происходящее. Город именно потому был для Зиммеля бесконечным источником интригующих нас инсайтов, что мыслитель разработал специфическую исследовательскую оптику. Эта оптика основывалась на поиске характеристик того или другого вида социализации, т. е. «стиля» жизни, и вписывании их в широкий интеллектуальный или исторический контекст. Тем самым раскрывалось скрытое значение практик и техник городской повседневности, ее пространств и предметов. Но поиск скрытого и глубокого смысла в потоке событий - не самоцель. Городская жизнь сама по себе, как она протекает сегодня и завтра, тоже важна для мыслителя. Однако дело заключается опять-таки в том, какую стратегию «обрамления» того, что открывается твоему взору, выбрать, какой фокус избрать. Остановиться ли на отдельном индивиде в его точном отличии от всех других или нацелиться на создание картины общества с его формами и красками. Различие между целями познания соответствует различию в занимаемом исследователем расстоянии.

Где мы как наблюдатели находимся, какова наша позиция в отношении интересующего нас предмета - Зиммель побуждает нас вдуматься в пространственный смысл привычно используемых познавательных метафор, предвосхищая недавние дискуссии о исчерпанности взгляда из ниоткуда и важности рефлексии исследователем своей местоположенности. Но если в этих дискуссиях (прежде всего феминистских) под местоположенностью нередко понимается политическая мобилизованность исследователя. Его готовность говорить и смотреть на вещи не с универсальной «точки зрения вечности», а с позиции группы, с интересами которой он отождествляется, то для Зиммеля предмет и фокус исследования были результатом непростой динамики научной цели и психологической предрасположенности исследователя. Последняя включала широкие эстетические пристрастия, что и привело к тому, что это в сложностях постижения искусства черпал Зиммель аналогии для понимания происходящего в городе.

Во-первых, увлеченность Зиммеля понятием дистанции и постулирование дистанцированности как ключевого для модерности социальнопространственного отношения связаны с переосмыслением им Кантовой эстетики. Если Кант дистанцированность помещал в центр эстетического переживания. Настаивая на беспристрастности субъекта, на его «незаинтересованном». Т. е. отвлеченном от собственных интересов переживании произведения искусства, то для Зиммеля поле, в котором умение держать людей и предметы «на расстоянии» является ключевым, расширяется от тонкостей искусства до пределов всего общества, и связано с нивелирующей различия и абстрагирующей функцией денег.

Во-вторых, анализ Зиммелем понятия социальной границы восходит к понятию рамы картины или фотографии, задающей единство и целостность того, что открывается зрителю. Подобно тому, как рама картины одновременно усиливает и ее реальность и впечатление от нее, имеющиеся у общества и прекрасно сознаваемые людьми границы - то, что придает ему внутреннюю однородность. Верно и обратное: то, как функционально связаны элементы общества, получают пространственное выражение в замыкающей их границе. «Граница», понимаемая Зиммелем одновременно и в качестве пространственно сформированного социального факта и по аналогии с рамой картины, служит примером специфической для мыслителя понятийной работы, в которой соединяются эстетическое и научное.

В-третьих, сама метафора «картины» общества тоже, конечно, имеет эстетические измерения. Как существует бесконечное число вариаций пейзажа или портрета, так, допускал Зиммель, у стабильных вневременных «форм» может быть множество разнообразных содержательных выражений. Эти выражения, «содержания» форм, варианты инвариантов он описывал, обращаясь в своих эссе к городской жизни, моде, руинам, живописи Беклина, стилям поведения, вариантам взаимоотношений.

Http://www.masterskayalestnic.ru

На http://www.masterskayalestnic.ru деревянные лестницы для дома и дачи - Главная лестницы.

masterskayalestnic.ru

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого