Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Генераторы разнообразия: Джейн Джекобс

Американо-канадский урбанист и политический активист Джейн Джекобс в книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961) увязала разнообразие (она его еще называла «организованной сложностью»), которое способна производить городская жизнь, с физической формой города.

Предысторией появления ее книги было послевоенное «обновление городов» (urban renewal). Правительственные программы по строительству жилья идеологически сопровождались критикой традиционного устройства и довоенного развития городов. Так, редактор книги, выразительно названной «Города ненормальны» (1946, 11) обличает перенаселенность американских городов, заявляя что с любой точки зрения, только децентрализация городов улучшит ситуацию в здравоохранении, экономике, инфраструктуре, нравственном климате.

Джэйкобс резко критиковала традицию модернистского планирования городов, согласно которой идеальный город состоял из открытых пространств, высотных зданий, низкой плотности заселения и пригородов. Ее возмущала скорость, с какой пустели города, когда началось великое переселение американцев в пригороды. Вместе с людьми города покидала надежда. Расчистка городских трущоб, строительство кварталов муниципального жилья (как правило, состоящих из высотных домов) - при всей социальной полезности - смущали ее тем, что угрожали разрушить естественную ткань городской жизни, внести эрозию в жизнь городских сообществ. С точки зрения Джекобс, этот процесс усиливала политика федерального правительства, введшего «эвклидовы стандарты зонирования», согласно которым города разделялись на стандартные районы, с тем чтобы снизить плотность населения и отделить друг от друга разные способы использования земли (промзоны от жилищных кварталов и т. д.). Она одной из первых провозгласила, что модернистская традиция планирования не принесла желаемых результатов. Вместо разрыва с традицией, предложила она, есть смысл к ней присмотреться. Тогда станет понятно, что улица, а не «блок» пригородных домов - залог витальности города.

Джекобс считала, что традиционный («европейский») тип моноцентричного города потому столь привлекателен, что плотно заселен и социально и культурно разнороден. Она (1961, 143-151)предлагает четыре главных способа усиления городского разнообразия: (1) короткие улицы и кварталы; (2) сочетание разных функций одной улицей или районом; (3) здания должны различаться по возрасту, степени изношенности, характера использования и составом жильцов; (4) плотность заселения. Прототипом такого идеального квартала была Хадсон-стрит, улица в Гринич-Вилледж, на которой Джекобс жила, когда писала свою книгу. Выглядывая из окна и наблюдая за обитателями квартала, она использовала что-то вроде «индуктивного метода», обобщая паттерны поведения своих соседей до идеальной модели городского соседства. Лавочки и магазинчики вместо супермаркетов, знание своих соседей по именам, у каждого есть своя экологическая ниша, в том смысле, что такой район способен обеспечить занятость почти всех разнообразных своих обитателей. Джекобс считала, что самые разные проявления разнообразия - физического, социального, культурного, экономического, временного - должны быть взаимосвязаны между собой, создавая разные варианты использования места и разные типы его пользователей. «Витальность» города виделась ей как максимально разнообразное и полное использование городского пространства, сутки напролет.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого