Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Под влиянием китайской культуры

Под влиянием китайской культуры распространились загнутые углы крыш, т.е. имитация системы доу-гун, кронштейны, имитация черепицы в виде торцовой линии стропил, которая, в свою очередь, пришла в Китай из Средней Азии. Восприятие китайской крыши происходило без связи с ее специфическим конструктивным исполнением. Приподнятые вверх углы крыш в бурятских храмах создавались при помощи постепенного плавного увеличения фризовой части, образуя треугольник, вклиненный между капителью и угловой частью кровли. Обязательными элементами декора, обусловленные каноном являются буддийские символы: ганджир, жалцаны, толи, Колесо Учения.

Для бурятских храмов характерна спокойная цветовая гамма практически однотонных стен с небольшими полихромными участками в основном на уровне карниза, окон, дверей, т.е. там, где отсутствует дерево - материал для резьбы, мы видим однотонную гладь каменных плоскостей. Принцип дацанской полихромии органично связан с народной любовью к цветовым контрастам и яркости. Пять цветов спектра являются производными для цветовых композиций: голубой цвет символизирует небо - вечность; белый - чистоту; желтый - богатство и святость; красный - радость, победу; черный - мрак, темноту. Также синий, желтый и красный символизируют вечность. Цветовая символика распространялась на различные материалы: краски, ткани, драгоценные металлы и камни. Например, для выражения богатства и святости применялись золото и янтарь; красный - коралл олицетворял радость; жемчуг и серебро - символизировали честность и правдивость; бирюза - верность и вечность; прозрачный топаз - чистоту.

Наряду с перечисленными цветами в экстерьере бурятских храмов обязательны сакральные цвета: бордовый и желтый как цвета одеяния буддийского духовенства, символизирующие могущество, силу. Начиная от главных ворот в монастыре, двери, колонны, алтарные рамы, бордюрные линии в различных композициях окрашены в бордовый цвет. Преобладающими цветами по использованию являются белый, бордовый, желтый, второстепенные - синий, зеленый. В отличие от монгольских храмов в бурятских редко использовалась позолота, орнаментальные ряды антамблементов и поверхность крыш окрашивали желтой краской. Иногда «в Монголии и в Бурятии крыши красили в зеленый цвет, т.к. этот цвет в восточной традиции символизировал стихию воздуха».

В становлении архитектурного облика дацана отражено развитие бурятского храмового искусства. Полтора века развития привели к образованию архитектурного ансамбля бурятского буддийского монастыря, воплотившего в пространственной среде религиозно-философскую концепцию мандала - горизонтальную проекцию Вселенной и гору Сумеру, ее центр - вертикальную ось Вселенной. Сооружения, объединенные общей идеей, представляли единую пространственно-планировочную структуру, определенный масштаб, монументальность - это результат огромной организаторской работы, расцвет художественного воплощения буддийских понятий в пластические формы искусства.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого