Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Демон Фета

Демон Фета впервые проявляет себя в стихотворении с ироническим названием «Добрый день» (1847) - демонские видения разворачиваются в тот же период 1840-х годов, что и ангельские. Образ демона, в полном согласии с русской поэтической традицией изображать своего демона как свой главенствующий соблазн, может приоткрыть тайну личности поэта, которую он ревниво оберегал от окружающих. Как и у многих русских поэтов, демон Фета - это дух зла, отрицания, иронии. Он связан со стихией дня: «Вот снова ночь с своей тоской бессонной // Дрожит при блеске дня. // С улыбкою мой демон искушенный // Взирает на меня». Основная черта демона - опытность во зле, искушенность, умение читать в душе человека: «он знает все» - «улыбку, вздох и слезы», «бессонницу и грезы», знает слова, которые будут сказаны поэтом, знает, «чем дума занята», и ему смешно все то, что он читает как по книге.

Мой мраморный, блестящий и холодный,
Мой прорицатель дня,
С улыбкой злой и гордо-благородной Он смотрит на меня.

Стихия дня - обыденной жизни и здравого смысла - противостоит в лирике Фета стихии ночи - подлинной жизни сердца, интуиции и поэзии. Демон - здравый смысл и холодная блестящая логика в маске благородства - злобно насмехается над возвышенными грезами поэта. Это искушение в духовной сфере осознает здесь поэт
- осмеять в собственной душе то, что в ней первостепенно для жизни, взглянуть на себя с отстраненной, внешней и иронической позиции дневного сознания. Для внутреннего мира поэта это будет весьма значительное искушение - Фет выговаривает здесь нечто существенное: стыдиться высокого в себе, бояться осмеяния есть не что иное, как демоническое воздействие.
-
Тот же дух злобы, являет себя в стихотворении Фета «В пору любви, мечты, свободы.» (1855) - в счастливую пору детства и юности поэт не знал «душевной непогоды», то есть воздействия зла на душу, не верил, «.что будто по душе иной // Проходит злоба полосами, // Как тень от тучи громовой». Зло в человеке как тень от громовой тучи - этот точный фетовский образ выражает мысль о природе зла: туча есть сам дух зла, а его тень, тень от тучи, падающая вниз, в человеческие души, есть проникшее в человека зло, которое полосами захватывает его внутренний мир. В пору жизненных испытаний (так развивается мысль стихотворения) пришлось «отрезвиться» - увидеть зло, зло в себе самом (в соответствии с важнейшим требованием аскетики), увидеть ту самую тень от тучи в своей душе. И это есть опыт познания собственной природы, обретаемый на христианских путях. Всю глубину зла и его внутренней неодолимости оценить сразу невозможно, оно раскрывается постепенно: «.В душе сокрыта, // Беда спала. Но знал ли я, // Как живуща, как ядовита // Эдема старая змея!». Зло предстает в образе библейского змия, который искушал Адама в Раю, и его «тяжкое крыло», его присутствие, «слышит» порой поэт духовным слухом: Находят дни: с самим собою Бороться сердцу тяжело.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого