Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Город и природа природа как «другое» города

В привычном нашем стремлении вырваться из города «на природу» проявляется разделение между природным и социальным - то, на чем современное общество строит понимание самого себя. Динамика взаимодействия между природой, технологией и людьми сложилась в ходе модерности, но теоретически долгое время она отражалась весьма ограниченно. Причина этого - в том, что история социальной теории неотделима от постоянно воспроизводимого противопоставления общества и природы. Это противопоставление встроено в понимание самого развития обществ модерности. Главное направление развития было зафиксировано в понятии прогресса. Прогресс определялся успехами в покорении природы - как внешней, так и тех черт человека, которые традиционно связывались с его природным происхождением. Новые формы организации социальной жизни осмысливались на основе жестко воспроизводящегося качественного различия между традицией и модерностью. Люди традиционного общества мыслились как от природы зависимые и вынужденные с нею считаться. Индустриальное урбанизованное общество стало эмблемой независимости людей от природы. Успехи промышленности воспроизводили взгляд на мир как неограниченное поле возможностей его преобразования. Городской образ жизни свидетельствовал о том, что город успешно пренебрегает теми ограничениями, что природные циклы накладывают на социальную активность (делением дня и ночи, к примеру): он никогда не спит и не зависит от погоды.

Город и природа оказались связанными в одном нарративе, где город мыслился как место цивилизации, но лишенное добродетели, а природа - как «дикая», но обладающая моральным порядком. Парадоксальность отношений природы и города состоит в том, что, с одной стороны, дискурсивно и концептуально «город» был отделен от «природы».

Введенный Эмилем Дюркгеймом постулат - социальные явления имеют социальные причины и социальные же последствия, независимые от психологических или биологических факторов - предполагал разделение труда между естественниками (сфокусированными на природных фактах) и «неестественниками» - социологами, нацеленными на факты социальные. Как «другое» природы, город представлялся олицетворением совершенной от нее независимости. В итоге экологи и биологи устремлялись для изучения природы подальше от городов, а урбанисты и планировщики видели в городе исключительно творение рук человеческих.

С другой стороны, исторически город и природа тесно взаимосвязаны. Создание города возможно было только за счет соединения человеческих и нечеловеческих (природных) ресурсов. Но особенности развития социальной теории и характер городской повседневности обусловливали помещение природы в «слепое пятно»: ее роль и масштаб участия в происходящем просто не попадали в поле зрения. Глубокая, исторически сложившаяся сложная взаимосвязь между городом и природой ускользает от внимания обитателя. Этому способствуют, во-первых, физические обстоятельства, во-вторых, культурные репрезентации. Природа в них предстает (дискурсивно конструируется) как находящаяся «где-то там», за пределами города. И в самом деле, массивность бетона, размах городских просторов, защищенность от невзгод стихии при помощи отопления и кондиционирования, легкость «добывания» пищи в супермаркете, сам ритм городской жизни - все это препятствует осознанию того, как тесно и разнообразно природное и городское переплетены.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого