Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Неорусский стиль


Неорусский стиль (как одно из самобытных проявлений модерна в целом и его графической ветви) строился на заимствовании мотивов прошлого, питался образами исторического наследия русской культуры. В изделиях прикладного искусства (мебель с резьбой и росписью), иллюстративно-оформительских работах для журналов и книг, часто на грани безвкусицы, причудливо переплетались русские народные и модернистские мотивы. Во многом от крупного живописца «русского стиля» Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) ведет свою родословную фольклорная тематика прикладной графики. Он работал и в таком жанре как графика меню. Связанные со знаменательными датами (венчание на царство, юбилей царского дома, учреждение орденов и т.д.), они были большого формата и хорошо оформлены. Иван Яковлевич Билибин (1876— 1942), создатель стилизаторского направления в оформлении русских сказок, названного его именем (особенные графические приемы, почерпнутые из русского лубка, современного ему французского и японского искусства), работал так же и в рекламе. Яркий пример — его плакат для пиво-медоваренного завода «Новая Бавария». Прямое следование неорусскому стилю характерно для многих плакатов, авторы которых анонимны, т.е. их имена неизвестны. Эти плакаты рекламировали парфюмерные товары Брокара, гильзы (папиросы) Виктора Сона, швейные машины Зингера и пр.

Торгово-промышленные плакаты рубежа XIX—XX веков были не однородны по характеру их графики. Чувственный модерн с жеманными дамскими силуэтами «а-ля Муха» рекламы «А.М. Жуков. Мыло» соседствовал с рекламой локомобилей и двигателей завода Р. Вольфа, где отчетливо видно копирование с образцов однотипной западной продукции.

Техника хромолитографии при изготовлении плакатов выдвигала свои требования, в частности, сокращение количества цветов, стандартизация размеров. Одновременно художники осваивали новые задачи эстетического плана — сокращение глубины пространства, минимальное использование светотени, работа с локальными цветами и т.д. Привлекает внимание реклама голубого мыла «А.М. Жуков» для стирки белья с лаконичным решением изобразительного пространства. Еще более лаконичное («плоскостное») решение у плакатов товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник».

Эти и некоторые другие плакаты (как правило, анонимные) даже сегодня смотрятся вполне современно, профессионально, хотя наряду с прославленными художниками и графиками в молодом тогда жанре работали выпускники типографских школ и училищ технического рисования.

Благодаря сохранившимся плакатам, в частности, рекламирующим голубое и другие виды «А.М. Жуков. Мыло» можно проследить зарождение комплексного подхода к прикладной графике, создание фирменного стиля. Включенные в композицию плакатов изображения упаковки, товарные знаки, начертание шрифтов — тому свидетельство. В начале XX века плакат и другие полиграфические формы рекламы становятся объектами довольно массового художественного проектирования, началом формирования специфического изобразительного языка и приемов его реализации.

Важным элементом типографической и графической русской культуры было разнообразие шрифтов. Нередко для одного плаката использовалось несколько десятков шрифтов. Искусство акцидентного набора было предметом специального обучения в школах печатного дела. Ежегодно проводились конкурсы под покровительством Русского технического общества на шрифтовые работы по определенной теме. В 1910 году С. Чехонин был удостоен Первой премии за создание нового шрифта.

Этот этап развития отечественного плаката, начавшийся в конце 1880-х годов, был прерван в 1914 году Первой мировой войной.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого