Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Среди теоретиков дизайна не утихают споры по вопросу


Среди теоретиков дизайна не утихают споры по вопросу, сколь нов дизайн по своей сути и не является ли он лишь этапом в развитии тех областей творчества и культуры, которые сопровождают человека на всем протяжении его истории. Одновременно акцентируется внимание на проектировании вещи «для себя» как одной из сторон современной стратегии в дизайне, когда проектировщик выступает лидером потребителя. В истории микроскопии, как и в других областях развития техники, имеются примеры весьма «древнего» проявления подобной стратегии. Обращение к истории науки, как писал В.И. Вернадский, обязательно для каждого нового поколения, «потому что благодаря развитию современного знания в прошлом получает значение одно и теряет другое. Каждое поколение научных исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных течений своего времени» [Избранные труды по истории науки. — М.: Наука, 1981].

В этом свете весьма примечателен факт кардинально различного подхода к проектированию вещи «для себя» двух названных экспериментаторов.

Стремление к изучению мельчайших тел и неудовлетворенность существовавшими приборами заставили прекрасного экспериментатора Роберта Гука (1635—1703), работавшего в Лондонском королевском обществе, заняться проектированием (ок. 1665). Он задался целью построить инструмент для совершенно определенных целей: высокоточных исследований мельчайших объектов природы. Исходя из этой задачи, Гук, во-первых, разработал новую оптическую схему с третьей коллективной линзой и набором сменных объективов, во-вторых, сконструировал тубус, позволявший менять расстояние между объективом и окуляром, изменять его наклон и перемещать тубус в вертикальной плоскости, в-третьих, снабдил микроскоп осветительной системой, в-четвертых, ввел подвижный объектодержатель.

Стесненность в средствах, необходимость экономии обусловили использование соответствующих конструктивных материалов: штатив, подставка, винты — деревянные, тубус — из картона. Одновременно Гук учел современную ему моду, сложившийся «образ» микроскопа: картонный тубус был покрашен и тщательно разрисован под металл с богатой гравировкой.

Гуковский микроскоп (увеличение 40—140 крат), «сработанный для себя», был годен для успешного применения другими, ему были присущи почти все технико-эксплуатационные особенности приборов будущего, т.е. наших дней. В методике работы Гука можно видеть и многие черты, характерные для подхода современных дизайнеров: от функции к конструкции, от нее, с учетом условий работы, экономических соображений, моды и других факторов — к форме.

Другой знаменитый экспериментатор, голландец Левенгук (1632—1723), также пользовался самодельными приборами — короткофокусными неудобными в работе лупами. Экспериментатор вынужден был упираться носом в пластину с закрепленной на ней линзой, так как линза должна была располагаться почти вплотную к глазу. С противоположной стороны находился объект, освещаемый свечой, приближенной вплотную к объекту. Линзы были настолько короткофокусными (увеличение до 270 крат) и так хорошо отшлифованы, что позволили работавшему самозабвенно Левенгуку впервые увидеть и описать мир микроскопических организмов и многое другое из области, невидимой простым глазом.

Подвижническая деятельность Левенгука подтверждает истину о чрезвычайной важности творческого, заинтересованного отношения к работе, тогда любой, самый тяжелый труд, но освещенный идеей познания, выполняется с удовольствием.

Левенгук совершенно не заботился о своих удобствах — ради достижения научных результатов он «ломал» глаза, обжигался свечой. Его микроскопы можно назвать плодом функционализма в худшем смысле этого слова. Интересно, что при таком подвижническом отношении к самому себе он так же «безжалостно» отнесся к людям, не пожелав передать секреты изготовления стекол и методики экспериментов ни своим современникам, ни потомкам [4.4].

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого