Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Изучение проектной практики прошлых поколений

Изучение проектной практики прошлых поколений представляется одним из весьма эффективных методов овладения профессиональным мастерством дизайнера-проектировщика.

Во Введении уже говорилось о том, что анализ разработок, выполненных десятки, а то и сотни лет назад, — ретропроектов — обеспечивает более глубокое проникновение в теорию и методологию дизайнерского творчества. Ретропроекты начинают исполнять роль артефактов в методологии дизайн-проектиро- вания.

Понятие артефакта заимствовано искусствоведами из естественных наук. В биологии артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанный) — образование, процесс, вызываемые самим методом, условиями исследования и несвойственные организму, его элементам в норме. Так после специальной обработки органических тканей, клеток (изготовление срезов, окраска, напыление металлов и пр.) в электронной микроскопии проявляется визуальная картина, недоступная глазу в обычных условиях даже с применением оптических систем.

Аналогично специфический угол зрения — дизайнерско-искусствоведческий — при ретроспективном изучении единичных и комплексных объектов позволяет перевести наиболее характерные из них в разряд артефактов ремесленного изготовления и индустриального производства. Системный анализ по широкому спектру факторов с учетом хозяйственно-экономических, социальнокультурных и других условий дает богатый материал для освоения методов и средств художественно-конструкторского проектирования. Одновременно проявляются концепции формообразования, яснее становятся процессы стилевой направленности, учета моды в промышленной продукции.

Первые удачные зрительные трубы с линзами из горного хрусталя изготовили голландские очковых дел мастера Иоанн Липперсгей и Якоб Адриансен. В 1608 году они привезли свои изделия в Гаагу. Пока мастера независимо друг от друга безуспешно добивались каждый для себя исключительной привилегии на изготовление и продажу, «голландские трубы» уже начали продаваться на мосту через Сену. «Виновником» этого был французский посол при Генеральных штатах, сумевший купить одно изделие и переправить его в Париж.

Хотя типографскому делу было уже полтора века, книг с обобщением знаний было очень мало, научные журналы тем более еще не издавались. Сведения о научных открытиях распространялись, в основном, благодаря переписке ученых. Их письма не только пересказывались и переписывались, но и издавались.

Подобное письмо из Парижа получил Галилео Галилей (1564—1642), великий итальянский ученый. Он фактически первым создал подзорную трубу на научной основе, а также ясно осознал возможности нового инструмента для мореходства, военного дела и астрономии.

Благодаря одной из первых труб Галилея (он создал несколько труб, постоянно их совершенствуя), как писали его современники, с колокольни собора

Святого Марка увидели в море — милях в тридцати — корабли, которые стали видны невооруженным глазом лишь через два часа, хотя шли на всех парусах.

Создание Галилеем перспективы (так первоначально называли телескоп) ознаменовало собой подлинную революцию в оптике. Он понял и доказал, что качество очковых стекол для изготовления зрительных труб неприемлемо, и технология точной обработки линз должна быть обособлена от кустарного изготовления очков. Его усовершенствованный инструмент увеличивал в 32 раза, тогда как прежние давали увеличение всего в 3—6 раз. Длина трубы была 124,5 см, диаметр окуляра — 2,5 см; телескопическая система состояла из двух линз: одна выпуклая и одна плосковогнутая (окуляр). С помощью этого телескопа Галилей открыл спутники Юпитера, горы на Луне, сложность структуры Млечного Пути. Его книга «Звездный вестник», вышедшая в 1610 году и содержавшая схему инструмента, описание Луны, спутников Юпитера, позволила Иоганну Кеплеру (1571—1630), немецкому астроному, которому Галилей послал в Прагу свою книгу, разработать не просто новую, более совершенную конструкцию, а уже обосновать теорию телескопа. С этого началась истинная наука об оптических инструментах (телескопах и микроскопах).

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого